- Пап, не надоели они тебе? Столько суеты из-за внуков, а возраст уже немаленький. Пусть дома живут, а ты отдохни. – На плите стоял еще не остывший рассольник. – Сегодня варила, кому налить?
Согласились все, потому как рассольник у Натальи Ивановны получался отменный. К нему «подтянулись» салаты и блины.
Начало (первая часть) по ссылке:
Сыновья на предложение матери промолчали, смотрели на деда, что он скажет. – Я, дочка, не устал, по мне так пусть живут, мне и времянка подойдет: тепло и мухи не кусают. А вот может я надоел Федьке с Петькой – это другой разговор.
Братья оторвались от тарелок и удивленно смотрели на деда. – Кто кому надоел? – Спросил Федор. – Дед, ты не выдумывай, всем места хватает.
- Согласен, места хватает. Но с вашей стороны дело молодое. Вот Федька к лету все же перетянет из Новосибирска свою Катерину, а Петька к лету тоже собрался жениться. Где вам жить? Жилье надо.
- Один будет у меня жить, а второй у тебя, чего тут решать, - сказала Наталья.
Федор осторожно кашлянул, будто поперхнулся. – Мам, так мы с Катей в райцентре будем жить. Там надо квартиру присматривать, скорей всего благоустроенную. Сначала снимать, а потом купить. Катя городская девушка, думаю, так сразу к частному дому не привыкнет.
- Ну вот, старший уезжать собрался.
- Мам, так тут совсем рядом.
- Погоди, Наталья, пусть еще ее родители согласие дадут, ей-то далече ехать, за глазами жить придется, - напомнил дед Иван. – Федька, ты так и не сказал, какой ответ родители Катерины дали. Что говорят?
- Конечно, хотят, чтобы ближе к ним. Потом отец сказал, что от нас с Катей зависит. Говорит, когда сами решите, тогда и мы посмотрим на вас, что за семью создать хотите.
- Ну, так и правильно, - поддержала Наталья, - время покажет.
- Да мы-то с Катей уже решили, просто подождем немного.
- Ну вы хоть не враз, - попросила мать, - это же затраты, а хочется, чтобы все по-людски было.
Петр улыбнулся: - У нас с Настей семья, считай что есть, остается только расписаться.
- Вот я и говорю: пусть перевозит будущую жену ко мне в дом, - предложил дед, - а я во времянку.
- Ну а я пока у матери поживу. - Предложил Федор. – Правда, Петька, соглашайся, перевози Настю, чего тянуть.
______________________________
За окнами играла весна. Апрель «резвился», как мальчишка, звеня падающими сосульками, красуясь освободившимся от снега лесом. И было немного жаль, что прошла зима, которая принесла столько волнений, огорчений… И радость тоже принесла.
Федор за это время два раза съездил в Новосибирск, созванивался с Катей каждый день и удивлялся своему ощущению, как будто знает ее очень давно.
Два раза он останавливался у Стаса, потому что отвязаться было невозможно: - Мы у вас неделю отрывались, прими мое скромное жилище в знак благодарности, хотя бы как место ночлега. Стас давно увлекся девушкой Катей, которая работала администратором в компании, и с первого свидания не расстается с ней.
Глеб встречается с Аленой, жениться пока не торопится. Да и Алена окунулась с головой в учебу, остальное для нее пока второстепенное.
Так что получается братья Федор и Петр, скорей всего, женятся первыми, по крайней мере, откладывать не собираются, оба уверены в своих чувствах.
______________________
Чем теплее становилось, тем хуже чувствовал себя дед Иван. Больше сидел на скамейке. А то вдруг пойдет и приляжет, даже к любимой передаче по телевизору стал равнодушен. Внуков перестал совсем ругать как раньше.
- Проходи, Настя, дед во времянке.
- А Федор где? – Спросила девушка.
- Федор у матери живет, так что дом в нашем распоряжении.
Настя огляделась, сняла легкое пальто, увидела ту спаленку, в которой зимой дед Иван притворился больным, чтобы встретились Петр и Настя (тогда они ее звали Анастасия Павловна).
- А почему во времянке Иван Николаевич? – Поинтересовалась она.
- Да он частенько там ночует, последнее время живет там. Да ты не переживай, там все как надо, даже холодильник есть.
Петр обнял девушку. – Как тебе дом? Дед его сам строил с бабушкой. – Настя отстранилась, словно застеснялась чего-то. – Подожди. Давай Ивана Николаевича позовем, хозяин все-таки, - ей бросилась в глаза старая фотография в рамке, на которой дед Иван с молодой женой. – Настя засмотрелась, залюбовавшись их красотой. И непонятно было, что именно красивого, ведь все так просто: и одежда простая, и прически скромные, а все же притягивают взгляд старые фотографии.
- Да что-то дед вялый какой-то, спрашиваю, говорит, весна действует.
- А что же он молчит? Пришел бы в медпункт.
- Не знаю, наверное стесняется после того случая.
- Ну, так я сама схожу, проводи во времянку.
- Иван Николаевич, болит что-нибудь? – Спросила Настя. – Вы скажите, как есть, что беспокоит.
- Пройдет, не переживай за меня, Настя.
Петр стоял у двери и, глядя на деда, сам испугался. Подошел Федор. – Вот вы где, а я смотрю, дом открыт, а никого нет. Что случилось? Дед, ты вроде как не в "форме".
- Заводите микроавтобус, поедем в медпункт, - распорядилась Настя.
- Куда ты меня хочешь увезти? Не болею я, - упирался дед Иван.
- Я только вас посмотрю, обещаю привезти домой.
- Охота тебе возиться со мной, - ворчал дед.
Приехав, Настя попросила братьев: - А вы тут посидите.
Федор и Петр притихли, почувствовав, что с дедом что-то неладное. Еще больше забеспокоились, когда Настя сказала: - Поедем завтра в районную больницу, обследоваться надо, сердце-то побаливает.
Дед Иван беспрекословно подчинился, тем более уже считал Настю своей, от этого было как-то легче. Кое-как уговорили деда Ивана полежать десять дней в районной больнице, внуки обещали приезжать каждый день. Сердце и в самом деле требовало заботы.
В день выписки дед Иван, выйдя на крыльцо вместе с дочкой Натальей, ахнул: - Твою дивизию, лето скоро!
Братья повеселели, увидев деда, хоть и похудевшего, но подлечившегося. – Наконец-то слышим твое любимое выражение, узнаем тебя прежнего. Ну, поехали домой, хватит на больничной койке отлеживаться.
- Домой, домой, - бормотал дед Иван.
- Садись вперед, почетное место для тебя, - Федор распахнул дверцу.
- Давайте ко мне сначала, попросила Наталья, пообедаем.
- Неее, сначала домой, с Дозором поздороваюсь, соскучился, поди, пес-то мой, потом везите обедать.
Он направился к времянке, но Настя встретила на крыльце, рядом стоял сын Артемка. – Нет-нет, вам сюда, проходите в дом, - она сбежала по ступенькам, взяла под руку хозяина дома и повела. – Вот ваш дом, в нем и будете жить, а мы с Петей во времянке. Правда, Петя?
- Без проблем. Настя сама так предложила, а я поддержал.
- Да вы что, внучики мои, вы же вдвоем, а мне одному и так сойдет.
- Нет, нет, в доме будете жить, дедушка, так будет справедливо, - Настя посмотрела на братьев, на будущую свекровь, словно искала поддержки: - Это же правильно?
- Правильно, Настя, все правильно, - сказала Наталья, и все вместе вошли в дом.
Молодежь отвлеклась, смеясь и громко разговаривая, а дед Иван подозвал Наталью к себе. – Уважительно она ко мне, уважительно, - Иван Николаевич кивнул в сторону Насти, - а ты сомневалась.
- Славная девушка. Федя, как переберется в райцентр, так я сюда, к тебе перееду, веселее тебе будет. А Петя с Настей и Артемкой в мой дом пусть перебираются, им там свободно будет.
- И то правда, дочка, молодец, - согласился дед Иван.
_________________________
Внуки радовались, что дед теперь как раньше важно ходит по двору, заходит в мастерскую, перебирает инструменты, пытается что-то строгать, или стучит молотком и по привычке ворчит на внуков.
- Дед, как самочувствие? – Первым делом спрашивают внуки.
- Да хватит за мной следить, сказал же: свадьбы вашей дождусь, а потом правнуков. Только вы не тяните, а то знаю вас, уж сколь годов тянете.
- Дед, не волнуйся, с этим полный порядок.
- Федька, чего там отец Катерины говорит? Отпускает дочку к тебе?
- Сказал: «будем строиться».
- Это чего значит?
- Так он строитель, говорит, дом благоустроенный в райцентре надо строить. Для нас. Но это со временем. Мы, как говорится, должны заслужить его доверие, доказать что мы крепкая семья.
- Это дело! Молодец будущий тесть! Может и я еще на что-то сгожусь, у меня же руки откуда надо растут. – Он вынес из мастерской лыжи. - Федька, Петька, чего они тут валяются с самой зимы?
- Забыли убрать.
- Забирайте, пригодятся еще. Зима придет, кататься будете. Снова гости залетные приедут. Зовите их, только накажите, чтобы в этот раз с женами приехали. Законно чтоб все. Вот тогда порядок.
Подошли Наталья и Настя, услышав разговор и едва сдерживаясь от смеха. Наконец Наталья позвала всех: - Ну, пошли что ли обедать. – Она посмотрела на свою большую семью, с гордостью, с любовью, с радостью. – Кати не хватает, - призналась она и посмотрела на Федора, - вези уж скорей мне вторую невестку, вот тогда вся семья в сборе.
Дед Иван одобрительно кивнул в знак согласия с дочерью, обернулся, вздохнул, радуясь свежему воздуху и родному дому с голубыми ставнями.
Татьяна Викторова