Найти тему
Клуб Успешных Врачей

КАК САМОСТОЯТЕЛЬНО СПРАВИТЬСЯ С ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ВЫГОРАНИЕМ

Психологическое выгорание — проблема, которая приобрела уже масштабы эпидемии в современном обществе. По разным статистическим данным этому состоянию подвержены от 13 до 25% населения планеты. Согласно данным анонимного опроса 90% бизнесменов хотя бы раз в жизни замечали у себя признаки психологического выгорания. Это состояние развивается постепенно, медленно, но верно переходя из одной стадии в другую. Помогает справиться с данным синдромом врач-психотерапевт. Если Вы заметили у себя признаки этого состояния, но решили, что пока будете справляться самостоятельно, обратите внимание на несколько полезных навыков, которые Вам пригодятся.

СОВЕТ №1. ОСТАНОВИТЕСЬ И ЗАДУМАЙТЕСЬ

Любое решение проблемы начинается с ее осознания. Остановиться и задуматься — вот что необходимо вам сделать. Задуматься и задать себе несколько вопросов:

Что я хочу?

Те цели, которые я ставлю себе сейчас, это действительно то, что мне необходимо?

Буду ли я счастлив, если этого достигну?

В чем заключается счастье именно для меня?

Что мне надо отдать, чтобы этого достигнуть?

Есть одна мудрая буддистская притча, как раз об этом:

Однажды солдат, охранявший дорогу, остановил буддистского монаха. Выхватив меч, воин сурово спросил путника:

— Кто ты такой?

— Куда направляешься?

— И зачем ты идешь туда?

Монах задумался на несколько секунд, а затем робко поинтересовался:

— Могу я задать тебе вопрос?

— Задавай, хмурясь, разрешил солдат.

— Сколько платят тебе сегун в неделю?

— Две корзины риса.

— Я буду платить тебе четыре корзины риса, если ты пообещаешь каждый день задавать мне эти вопросы.

Проблема не в окружающих или обстоятельствах, а внутри нас самих. Это трудно принять, но необходимо. Обстоятельства вы изменить не можете, но можете менять себя и через это преодолевать сложности. Признайтесь себе, что вы — не робот, вы человек, который может уставать, раздражаться и делать ошибки. Важно понять, что вас больше всего раздражает, от чего вы устаете и от чего в первую очередь хотите избавиться. Успешные люди — это те, которые могут меняться, если это необходимо.

Наталья Холодова
Наталья Холодова

СОВЕТ №2. ПОДЧИНИТЕ ХАОС СТРУКТУРЕ

Лучший способ справиться с хаосом — подчинить его структуре. Ранжируйте дела по степени срочности и важности. Дела могут быть неотложными, важными и те, которые могут подождать. Приучите себя каждый вечер составлять план на следующий день по принципу — неотложные дела, важные и те, которые можно отложить. Сначала вы делаете только неотложные дела, потом, если хватает силы и энергии — важные. Если после этого можете сделать остальное — пожалуйста, если нет — разрешите себе отдохнуть. Что можно отнести к неотложным делам? По работе это самая важная сделка, заключение контракта, и т. д. Это то, что если вы не сделаете — ваш бизнес развалится, вы потеряете много денег, работу и т. д. Подсказка — неотложные дела бывают не каждый день. И не бывает их больше, чем три в день. Вы можете сразу не согласиться, но если проанализируете, поймете, что это так. Если это не работа — неотложные дела в семье — например у вас близкий человек заболел и его срочно нужно госпитализировать, и это никто не сможет сделать кроме вас. Ваша жена рожает прямо сейчас! Осознаете? Это — неотложное дело. Если вам нужно дома делать ремонт — это не неотложное дело, чувствуете разницу?

Установите четкие границы. Работе — рабочее время. Дому — домашнее время. Создайте себе ритуал — оставьте на работе детали одежды — например, обувь. Перестаньте брать работу на дом и решать дома вопросы, касающиеся работы. Разделите рабочий и служебный телефон, рабочую и служебную почту. Выйдя из офиса, не торопитесь сразу открыть дверь своей квартиры. Дайте себе несколько минут на переключение. Вы можете пройтись по улице или хотя бы посидеть в машине, подумать о том, как прошел ваш день, а зайдя домой, уделить внимание своим близким. Придя домой, сразу переодевайтесь в домашнюю одежду. Подсознательно это выстраивает границы между работой и домом, помогает переключиться.

Сделайте свое рабочее место удобным. Пусть все будет комфортно: кресло, освещение, температура в комнате, все необходимое — под рукой, ничего лишнего на столе и в кабинете. Поставьте на рабочий стол фотографии родных и близких или рисунок вашего ребенка, повесьте на стену репродукцию картины любимого художника. Сделайте так, чтобы вам было приятно находиться на своем рабочем месте.

СОВЕТ №3. НАУЧИТЕСЬ ОТДЫХАТЬ

Отдыхайте до того, как сильно устали — научитесь слушать свое тело. О необходимости отдыха оно вам подсказывает не только болью в мышцах, а еще и нарастающей раздражительностью, напряжением, трудностью в контроле над эмоциями, ухудшением зрения, памяти, внимания, забывчивостью и рассеянностью, головной болью и другими симптомами. При появлении ощущения усталости нужно выделить время для отдыха, а не продолжать «жать на газ», так как «газ» может скоро закончиться или «сгорит двигатель». Нельзя полагать, что поработав пару лет без отпуска и в режиме постоянных переработок, потом можно будет выдохнуть и расслабиться.

Во-первых, за эти несколько лет жизненные силы организма серьезно истощатся.

Во-вторых, у вас постепенно уходит ощущение реальности и величины нагрузок и все труднее и труднее их адекватно оценить,

В-третьих, за годы напряженной работы из вашей жизни уйдут друзья, хобби, свободное время на спорт и навыки отдыха. Можно в прямом смысле слова разучиться отдыхать.

Во избежание этого, важно понять, что вы работаете ради себя, а не ради работы.

Отдельно остановлюсь на отдыхе.

Речь идет не только и не столько о своевременном отпуске, сколько о качестве выходных Читайте продолжение в нашей книге: “100 советов по здоровью и долголетию. Том 2” https://ridero.ru/books/100_sovetov_po_zdorovyu_i_dolgoletiyu_tom_2/

Имеются противопоказания. Требуется консультация специалиста