Что самое неприятное для любого творческого человека? Пишущего, рисующего, какого угодно? Когда он не в состоянии заниматься своим делом – художники это называют «артблоком», писатели извращаются с разными эрративами вроде «неписец» или «неписун», но в общем и целом такое положение вещей знакомо всем и исчерпывается одним коротким и беспомощным «я не могу». Вопреки тому, что умеешь, знаешь и делал много раз, и успешно. И вот об этом и поговорим. Коротко. Потому что длинно говорено и без нас.
Есть, по нашему опыту, два сорта этого самого «не могу».
Первый описывается примерно так: я очень хочу, но ничего не получается.
Сумрачное неясное томление одолевает, хочется кааак взять, как написать! Садишься за рабочее место, полный бурлящего внутри вдохновения….и ничего. Сидишь, смотришь в девственно чистый белый лист – о котором мы писали, помните? Пишешь робко что-то, стираешь, слушаешь музыку, молчишь, молчишь, молчишь… текст молчит. Не пишется.
Вдохновение, эта священная корова – есть! А результата нет. Просто – не пишется, нет текста. Или, в лучшем случае, пара беспомощных, вялых абзацев, которые все равно потом падут под безжалостной рукой авторедактуры.
Знаете, что это? Это торопливость заставляет мучиться. Тексту – ненаписанному, тот, что в голове – нужно вызреть. Как вину, как яблокам , как сыру – сравниваю творчество с лучшим из материального мира на все времена нарочно, чтоб острее чувствовалось: вызреть необходимо. Вдохновение – это цветок на ветке. Это свежая гроздь винограда, это лучшие сливки. Чтобы цветок стал плодом, а виноград и сливки – вином и сыром, нужно время и много работы. Вот именно поэтому вдохновение это далеко не все, но и без него невозможно идти дальше.
Совет тут один, и очень простой: не спешить. Просто волевым усилием заставить себя не спешить. Выносить в голове сюжет, идею, картинку, пока они не проступят со всей ясностью, не облекутся в мысленные слова сами. Иногда стоит подкормить растущее вдохновение – почитать, послушать музыку, посмотреть фильм, погулять… да что там, у каждого свои способы набраться вдохновения и внутреннего огня, им и следуйте.
И не мучайте себя. Не мучайте цветок вдохновения – пусть он раскроется, завяжется, даст плод, и тогда вы этот плод сможете показать миру, написав наконец сложившийся текст.
Самое главное тут – не затянуть со «сниманием плода с ветки». Чтобы он не засох и не опал, гнилой и бесполезный. Вот поэтому данный совет, кстати, не имеет ничего общего с прокрастинацией. Потому что, пока вы не пишете текст, вы все равно работаете над ним – в уме. Итак – не выдавливать из себя по капле текст, но работать над ним в уме, параллельно набираясь впечатлений. А потом, когда нездоровое томление перерастет в рабочий бодрый настрой, садитесь и пишите.
И, собственно говоря, с каким-то там «блоком» это состояние не имеет ничего общего. Это просто часть процесса. Если ловите себя на мысли «я хочу написать, я вижу потрясающую картинку и потрясающих героев, но не знаю, как и с чего начать-то» - это оно. Без паники! Слова – придут, нужно просто поработать в уме, не терзая пока бумагу, настоящую или электронную. Это просто образ слишком расплывчат, ему не хватает структурности, над этим и трудитесь. Фоново размышляйте, пока гуляете, пока слушаете музыку, пока заняты каким-то простым делом «для рук».
На этом этапе полезно стоить планы и рисовать схемы, если вы ими пользуетесь. Не пользуетесь – так начните! Для вызревания структуры это то, что нужно.
А вот второй случай «не могу писать» уже более серьезный.
Он характеризуется обычно мыслями сорта «я знаю, что именно хочу написать, но у меня нет сил/настроя/достаточно стройного потока слов»
Обычно тут все хорошо и с планом, и со структурой… только вот как раз с душевными силами все несколько глухо. Следовательно, тут вам помогут приемы борьбы с… признаками профессионального выгорания. Да, любимое дело тоже может истощать душевные силы. Да, чтобы их восстанавливать, тоже требуется время. Но, в отличие от предыдущего случая, отвлечься нужно максимально полностью. Не думать над планами, не сидеть над схемами. Просто на несколько дней отставить в сторону все, связанное с этой работой. Вернуться к ней отдохнувшим – но опять же, не тяните. Возвращайтесь сразу, как только почувствуете себя бодрее и лучше. Не копите «силы впрок», это так не работает. Есть риск впасть в меланхолию безделья, а выходить из нее еще хуже, чем из гонки выгорания, потому что это плюшевое болото прокрастинации, и оно засасывает в свои недра ой как легко.
А теперь самое главное!
Нужно уметь различать, по какой причине вам не работается. И это самое сложное, наверное. Не работается, потому что хочется хвататься за все и сразу? Первый случай. Дайте вызреть вдохновению.
Не работается, потому что результат перестал казаться достойным, или даже умозрительно кажется, что сейчас выйдет нечто, что не стоит потраченного времени? Это, господа, второй случай.
И в обоих случаях важна мера. Мера, умеренность и… доброта к себе. Тоже в меру.
Безжалостным карателем станете, когда начнете редактировать. Не пытайтесь одновременно ехать на двух лошадях – то есть редактировать прямо по ходу. Редактирование – вообще отдельный вид работы, не смешивайте на ходу, и будет вам счастье. А вот когда разобрались, есть только один путь, и выражен он вот такой картинкой:
Удачи, в общем, господа единомышленники, читатели и писатели! И пусть всегда будет и пища для ума, и вдохновение)
Подписывайтесь на канал и приходите на наш сайт, там много других статей и много другого!
#литература #писательство #литпроцесс