О созидательной и разрушительной силе языка.
Мне горько не потому, что я не вижу свою Родину, Таджикистан, но потому что слышу ее. Непонятно? Поясню!
Я скучаю. Я, правда, скучаю. Ностальгия и воспоминания о детстве накрывают с головой. Пока мир еще не оправился от самоизоляции, путешествовать безопасно можно только по своей памяти.
Кухня бабушки, кабинеты деда-писателя и другого деда-градоначальника, мой двор, закоулки Бараката, улицы, лица, голоса…
Я помню слова и интонации, музыку слов и звучание языка, который мне и по сей день кажется одним из самых красивых. В статьях и книгах я не раз писал о причинах отъезда, о попытке вернуться на Родину, которая на границе хотела состричь с меня мзду, о Таджикистане, который потерял я и который потерял меня…
Это личное и незаживающее. Но стократ больнее Таджикистан, теряющий себя. Не про политику и экономику речь, не про сиюминутное и, в общем, поправимое. Речь про речь.
Таджикский язык меркнет, покрывается плесенью заимствований и искажений. Он вырывает из себя персидские корни, а меня рвет от того засилья грубостей и брани, которым он переполнен.
Не мне морализаторствовать и интеллигентски закатывать глаза, рассуждая об упадке культуры и деградации нации. Да, я родился в семье, воспитавшей во мне любовь к языку, книгам, культуре, потому и не могу я пройти мимо того, что корежит мой слух, и, больше, разлагает страну.
Язык – стержень нации, страны, государства. Язык – основа нашей древней культуры, которую сегодня пинают и распинают. Я знаю это, так как никогда не переставал следить за судьбой Таджикистана. Мои родные и друзья живут там, и мы постоянно на связи.
Я слушаю таджикских блогеров, лидеров мнений, особ, приближенных к главной семье страны, и от моего слуха не ускользает, что и они поражены вирусом таджикского новояза.
Этот новояз «по-быстрому» зачат на задворках Юга страны, пораженного бедностью, криминалом и «бесперспективняком».
Как мы укрепляем сегодня иммунную систему от вирусов, так и язык страны нуждается в поддержке, защите от бактерий неграмотности и лингвистического мусора.
Соотечественники, вспомните, ведь еще в школе мы читали Саади, Хафиза, Фирдоуси в подлинниках. Это ли не свидетельство глубоких корней данного нам от рождения великого языка.
Я не спорю о его названии таджиский, персидский, фарси, дари – не в этом суть, я говорю о том, что в его прекрасном саду должны цвести все цветы, кроме сорняков.
Кто-то скажет, что диалекты имеют свое очарование, как лондонский кокни: например. Возможно, но языковая норма строго оберегает себя от искажений, и с высоких трибун Британии никто не обращается к народу на пиджин-инглиш.
К сожалению, прямое влияние на язык оказывают политики. Если в верхах Север сменился Югом, то и страна начинает разговаривать в соответствии с «линией партии». Хранители же подлинного таджикского языка, как интеллигенция, тихо ютятся в своих квартирах, а то и разъезжаются по миру. С ними умирает язык.
Знаете, где я услышал свой родной таджикский, тот, что не испоганен уличным сленгом? В Израиле! Есть там театр «Ханда-Ханда», образованный бухарскими евреями, выходцами из Таджикистана.
Бабушки его основателей, покинув страну, увезли с собой язык и позаботились о том, чтобы их внуки впитали его, и не растеряли на чужбине.
Я смотрю все скетчи и постановки «Ханда-Ханда», но и они постепенно теряют корни родного языка. Он вытесняется ивритом, языком их окружения. Пройдет немного лет и, кажется, театр станет полностью ивритоязычным, как Гешер, отказавшийся от русского языка.
Потеря языка – дорогая потеря. Иногда мне снится, что армии таджикских орков с Юга, захватывает замок последних хранителей языка и в этот момент страну накрывает морок. Я просыпаюсь. А язык осыпается.
Он не передается воздушно-капельным путем, а диалект и говор заражают собой все. Примитивное всегда сильнее. Коверкать легче, чем изучать и сохранять. Упрощение рулит.
Это уловил когда-то мой отец – известный таджикский художник, выпустивший в 90-е серию сатирических наклеек, высмеивающих язык гопоты.
Основное отличие южного говора от северного в урезании окончаний.
Слова накладываются друг на друга образуя грубую кашу, в который перемолоты и наструганы слоги и буквы, а правила родной речи расплавлены на огне брутальности. Кажется, носители этого новояза так торопятся, что у них нет времени договаривать и внятно произносить слова.
Это как «спс» вместо «спасибо» в переписке. Интересно, налоговая присылает им в конце года ведомость сэкономленных минут?
Брюзжу? Поучаю? Нет, я нашел свой способ борьбы с ненавистным мне языковым вирусом Таджовида-19. Что помогает победить в трудные времена? Юмор!
Я высмеиваю своего врага в своих сториз, помогая носителям искаженного языка, взглянуть на себя со стороны. Они ведь не замечают, какой глупый и невежественный вид имеют. Они варятся в своем соку среди себе подобных. Я же предлагаю им зеркало.
Многие пишут мне, оскорбляясь, другие – благодарят. Быть неграмотным – немодно. Быть жлобом – не в тренде. Быть «дикообразом», плюющим на культуру предков (а именно это вы делаете, коверкая язык) – преступно.
Поэтому я надеваю маску таджикского гопника и отделываю своего «врага» по полной. Враг этот, кстати, не только треники носит, он и в костюмы уважаемых людей наряжается.
Взгляните на постыдные видео г-на Давлатова, с его безграмотными словесами и коверканием и русского, и таджикского. Человек и свой язык забыл, и русский не выучил. Но при этом берется учить других.
Язык – маркер личности. Вы не станете успешным, если во рту у вас помойка. Это известно со времен Наполеона. Если вам доказывают обратное – это фейк и туфта.
Хорошее произношение, грамотный строй речи – это правило социальной гигиены. Если вы его нарушаете, у вас, пардон, пахнет изо рта. Это запах деградации, вонь разложения и смрад предательства отцов, веками сохранявших наш язык.
Пусть проглатывающие окончания проглотят или прикусят языки, а те, кто любят и дорожат родным краем (на каком бы краю света они ни жили), пусть найдут, расчистят и передадут детям наш общий язык.
Мои слова о важности таджикского звучат не так гладко, как тезисы президента страны, но зато в них нет казенщины, лукавства и безразличия.
# Таджик, береги язык! А всем, кто несогласен бросаю вызов в Инстаграме. С меня не убудет, а вам достанется. По полной программе…