С чем городу на Полярном круге повезло - так это с названием: все три варианта - ненецкое Салехард, хантыйское Пулават и коми-зырянское Обдорск, звучит одинаково красиво и солидно. "Обдора" с языка коми то ли Заснеженный край, то ли просто Приобье, если принять версию, что название Обь ("Заснеженная") происходит от этого слова.
Как бы то ни было, заочно старый Обдорск представляется крепким сибирским городом, выросшим из казачьего острога, как Енисейск или Иркутск. Острог этот, как напишут в любом путеводителе, заложен в 1595 году, и вот только, в отличие от всех остальных сибирских острогов, нигде не сказано, кем.
Деревянные казачьи остроги, этот сибирский аналог фортов американского Дикого Запада, не сохранились нигде - только башни, редко с маленьким куском палисада (полноценных стен там обычно не было) Братского, Илимского и Бельского острогов в Иркутской области (частично в Тальцах), Якутского в самом Якутске (но - реплика сгоревшей), Казымского теперь в Новосибирске да ещё две на Урале, в скансенах Хохловка и Нижняя Синячиха.
Прямо сказать, для сооружений, без которых невозможно представить историю Сибири - немного, и конечно идея хотя бы один такой острого воссоздать так и витала в воздухе. В Салехарде за этот взялись серьёзно, к разработке проекта привлекли такого мэтра, как Александр Ополовников, и даже успели под его руководством построить Никольскую башню в 1994 году:
Тут, надо сказать, действительно чувствуется почерк Мастера, тем более за двадцать лет башня почернела, обветшала и приняла благородную историчность. По крайней чтобы придать Салехарду облик города, в котором когда-то был острог, одной этой башни уже было бы достаточно.
Но затем Ополовников умер, а в бюджете закончились деньги, и вернулись к проету Обдорского острога лишь через десять лет, в 2004-06 годах. При этом, проект Ополовникова корректировался на месте людьми, явно не столь сведущими в деревянном зодчестве и принципах фортификации, и о ценности того, что получилось, спорят с тех пор не переставая.
Как я понимаю, архитектура по крайней мере части построек тут выдержана, многие проектировались Ополовниковым с реальных прототипов (например, башни Пелымского острога), другие же строились чтобы поэффектнее да посказочнее. Однако главный косяк - всё-таки планировка. Простейший пример: чтобы обслуживать такое количество башен, нужно гораздо больше людей со скрабом, чем может вместить острожская площадка, а сами башни стоят без малейшего рассчёта на реальную оборону.
И я, конечно, предпочёл бы что-нибудь неброское, но достоверное, типа Любытино, однако и нынешний Обдорский острог получился красиво и выдержанно, без металлочерепицы кислотных тонов и патентованной духовности. Мне сложно представить город с историей длиннее сотни лет, которому крепость в центре не пошла бы на пользу, а уж деревянная крепость - вдвойне.
На кадре выше - церковь Василия Великого, съезжая изба и памятник безымянным казакам-основателям, самый поздний элемент острога (2008). На кадре ниже - ещё и дом Воеводы и пара пушек на смотровой площадке, зачем-то поставленных на корабельные лафеты.
А пошлость и духовность притаились в закутке за домом воеводы. Этот тень-на-плетень с кувшинами тут смотрится примерно так, как смотрелись бы пальмы и греческие руины в Средней полосе.
Но чем Обдорский острог безусловно хорош - это своими видами. Он стоит на узком высоком мысу над стрелкой Шайтанки и Полуя, а Полуй у Салехарда уже входит в единую пойму Оби - Салехард расположен на берегу Полуя, но фактически уже на Оби, многочисленные протоки которой подходят прямо к левому берегу:
У подножья острога - небольшой порт (основной находится в Лабытнанги) и старый речной вокзал, откуда рейсы переносились к нынешнему постепенно - последними сюда причаливали "Родина" и "Чернышевский" из Омска и Тобольска.
В итоге вышло как в Хельсинки - пассажирский причал в самом-самом центре с роскошными видами на приближающийся город заменился причалом в унылой промзоне. Используется ли дебаркадер у острога сейчас - не знаю.
Неподалёку белеет эффектное судно "Ямал", нагуглить о котором что-либо было непросто - "Ямалов" в русском флоте немерено, включая большой военный корабль и атомный ледокол. Как я понимаю, этот "Ямал" построен в 2009 году в Тюмени, в Салехарде отходил один сезон (2011) до Антипаюты, а потом власти забрали его под нужды туризма.
Честно говоря, о круизах по Обской губе я никогда не слышал, так что видимо катаются на нём нефтегазовые топ-менеджеры осетров половить да белых медведей пострелять.
Стрелку под острогом занимает промзона с советским ещё барачником. Обратите внимание на белый корпус слева - это Салехардский рыбокомбинат (по сути дела они с речным вокзалом поменялись местами!), близ которого в фирменном магазине лучше всего покупать консервы из муксуна и колбасу из оленины.
На кадре выше по центру заметен Рай-Из, одна из самых эффектных гор Полярного Урала. А Салехард - один из самых красиво расположенных городов России с видом на простор Оби и горы Полярного Урала. Тут в кадре, кажется, Ханмей (1333м) и Харбей (1157м), но могу ошибаться, по карте горы определять у меня не получалось почти никогда.
Левее гор - долина реки Собь, по которой проходит железная дорога, а город у подножья, как нетрудно догадаться - Лабытнанги. Он только с острога и виден - обычно всё это загораживает хорошо заметный справа Ангальский мыс, где по хантыйскому поверью живёт сын верховного бога Торума, ведающий движением рыбы в Оби. У мыса - устье Полуя, а примерно через те портовые краны проходит Северный Полярный круг:
В общем, Обдорский острог - интересное место... вот только главная его ошибка в том, что острога в Салехарде никогда не было! В 1595 году здесь появилась лишь небольшая зимовка, к 1635 году повышенная до заставы, где собирался ясак. Какая-то крепость тут действительно упоминается в 1731-34 годах, но скорее всего это была укреплённая база экспедиций в Карское море.
Не был Обдорск и городом - лишь в 1807 году он стал селом в гигантском Берёзовском уезде Тобольской губернии... но все 3 села в будущем ЯНАО тогда располагались на Оби (ещё Мужи и Шурышкары), и Обдорск был из них самым северным. Нишу свою, однако, он нашёл быстро - с 1825 года здесь проводилась крупнейшая на дальнем севере Обдорская ярмарка, куда в конце января съезжались купцы из больших городов Обского бассейна и многочисленные "туземцы" с их мехом, замшей или мамонтовой костью, и говорят, благодаря экзотическим товарам и ярким костюмам гостей, зрелище это было феерическое.
Постоянное население, впрочем, тут было небольшим - полтысячи человек к началу ХХ века. В 1930 году Обдорск сделали центром Ямальского национального округа, и хотя в 1933 официальным названием стало ненецкое Салехард, что в переводе "Город на мысу", городской статус он получил лишь в 1938-м, а округ из просто Ямальского превратился в Ямало-Ненецкий и вовсе в 1940-м. Само собой, тогда тут была полная глухомань типа Корякии или Эвенкии, ведь газовые месторождения освоили лишь в 1970-е годы...
Но легенда об остроге придумана не нынешнему властями на нефтегазовых понтах, а повилась ещё в 19 веке, вероятно из-за ошибки историка Павла Небольсина, неверно интерпретировавшего один документ из берёзовских архивов.