«Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом и не держась главы, от которой всё тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растёт возрастом Божиим» (Кол. 2:18, 19).
«Никто да не обольщает вас» (2:18)
Павел предостерегал колоссян от тех, кто будет пытаться «прельстить» их (2:4; в Восстановительном Переводе «ввести в заблуждение»), «увлечь» (2:8; в Восстановительном Переводе «похитить») и «осудить» (2:16). Теперь он говорит: «Никто да не обольщает вас…» Употреблённая им форма глагола указывает на продолженность действия. Апостол велит братьям не допускать, чтобы лжеучение постоянно похищало у них то, что они обрели в Иисусе.
Уводя колоссян от реальностей, данных Иисусом, лжеучителя обольщали их. Слово «обольщает» (катабрабьюо) в Новом Завете встречается только здесь. Поэтому, чтобы понять, в каком смысле употреблялся этот глагол вообще, приходится обращаться к другой литературе того периода. В отрицательном смысле он означал «решить против», как, например, спортивный судья может лишить человека его награды. Не исключено, что Павел применяет здесь образ греческих спортивных игр. Атлет мог выиграть забег, но несправедливый судья мог дисквалифицировать его. Либо спортсмен мог все силы вложить в рывок к победе, а потом узнать, что он вообще не имел права участвовать в соревнованиях. В любом случае он не получал награды. Поэтому в других переводах это слово переводится так: «Не допустите, чтобы [злые люди] похитили у вас награду» (Слово Жизни); «Пусть никто вас не обманывает, считая вас недостойными награды» (Восстановительный Перевод).
Павел предупреждает братьев об опасности быть уведёнными от Иисуса ложным смирением. Если они начнут поклоняться ангелам вместо Иисуса, то потеряют свою награду, то есть спасение, вечную жизнь на небесах и духовную жизнь, которая возможна только во Христе. Выражение «никто да не обольщает вас» аналогично стиху 16. Павел не хотел, чтобы колоссян увёл от Иисуса кто бы то ни было и куда бы то ни было. Они уже владели реальностью, истиной, и им незачем было следовать за лжеучителями или гоняться за бесполезной тенью реальности. Если бы они допустили это, они бы истину подменили ложью и реальность тенью. У них бы похитили реальность.
Наставление Павла подтверждает, что все люди имеют свободу воли и не являются пешками в руке Божьей. В противном случае его предупреждение ничего бы не стоило. Своим предостережением не обольщаться он показывает, что у них есть выбор. Они могли позволить лжеучителям влиять на них или они могли отказать им в этом.
Шесть отрицаний употребляет Павел, уговаривая братьев не уклоняться от Иисуса в другие учения и правила поведения. Четыре предостережения даются в 2:18, 19, и затем он говорит о том, что «истлевает от употребления» (2:22), и о том, что ведёт «не к какой-либо чести, а к пресыщению плоти» (2:23; Славянское Евангельское Общество).
С другой стороны, Павел старается по-всякому побудить братьев следовать Иисусу и оставаться верными Ему:
• Он «избавил нас от власти тьмы» (1:13).
• Он «есть образ Бога» (1:15).
• Он «рождён прежде всякого творения» (1:15).
• «Им создано всё» (1:16).
• «Он есть прежде всего» (1:17).
• «Всё Им стоит» (1:17).
• «Он есть глава тела» (1:18).
• «Он — начаток, Первенец из мёртвых» (1:18).
• Он будет «иметь… во всём первенство» (1:18).
• «В Нём обитает всякая полнота» (1:19).
• «Посредством Его» произошло «примирение с [Богом]» (1:20).
• «В Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (2:3).
• «В Нём обитает вся полнота Божества» (2:9).
• «Вы имеете полноту в Нём» (2:10).
• «В Нём вы и обрезаны» (2:11).
• «Истребив… бывшее о нас рукописание, которое было против нас… Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту» (2:14).
• Он «отнял силы у начальств и властей» (2:15).
• «Вы со Христом умерли» (2:20).
«Самовольным смиренномудрием и служением ангелов» (2:18)
Потенциальные обольстители могли увести колоссян от Иисуса самовольным смиренномудрием и служением ангелов. Обычное значение слова фело, переведённого «самовольным», — «хотеть, желать, иметь волю» (см. Мф. 1:19; 8:2). В данном контексте, в сочетании с предлогом эн («в»), оно лучше всего понимается как «получать удовольствие от», «быть в восторге от». У этих обманщиков была фальшивая, ханжеская набожность; они умышленно принижали себя перед другими, наслаждаясь произведённым эффектом. Другие переводы этого отрывка: «Никто да не осуждает вас, услаждаясь смиренномудрием и почитанием ангелов» (Славянское Евангельское Общество); «Не допустите, чтобы те, кто надевает на себя маску ложного смирения и поклоняется ангелам…» (Слово Жизни); «Так пусть же не осуждает вас никто из тех, кто сам находит удовольствие в самоуничижении и поклонении ангелам» (Современный Перевод).
Чтобы подчеркнуть, что колоссяне могут быть втянуты в определённые лжеучения и что им надо этого избегать, Павел употребляет четыре слова (в греческом — причастия): «самовольным смиренномудрием и служением ангелов» (ст. 18); (2) «вторгаясь в то, чего не видел» (ст. 18); (3) «надмеваясь плотским своим умом» (ст. 18); (4) «не держась главы» (ст. 19).
Слово тапейнофросине, в Синодальном Переводе обычно переводимое «смиренномудрие» (см. также ст. 23; Деян. 20:19; Еф. 4:2; Фил. 2:3), означает просто смирение. Другие авторы Нового Завета учили о важности смирения пред Богом (Иак. 4:10; 1 Пет. 5:5, 6). В данном контексте, однако, это слово связывается со «служением ангелов», что придаёт его значению отрицательный смысл. Павел говорит об искусственном смирении, которое есть лицемерие («ложное смирение»; Слово Жизни). Иисус, возможно, указывал на ту же проблему, когда порицал тех, которые подавали милостыню, молились и постились так, чтобы их видели другие люди (Мф. 6:1–7, 16–18; см. 23:25–28). Напускные праведность или смирение не являются таковыми вовсе.
Почти в каждой религиозной группе есть люди, гордящиеся своей набожностью, которую они выставляют напоказ с фальшивым смирением. Такие люди могут думать, что они достигли высшего уровня святости, потому что на их счету есть какой-то необычный религиозный опыт или духовные дары. Они надуваются от гордости, воображая, что благодаря подобному опыту они получили какую-то особую духовность. Такие своей демонстрацией своевольного смиренномудрия могут увести от Иисуса людей, не способных увидеть, что скрывается за этим фасадом.
Гримасами, нарочитыми телодвижениями, елейными интонациями и другими внешними проявлениями такие люди стремятся произвести впечатление на людей, а не на Бога. Такая подделка — попросту горделивая демонстрация набожности, направленная на то, чтобы показать другим, как они религиозны и как усиленно поклоняются.
Павел также предостерегает от «служения ангелов» («поклонения ангелам»; Восстановительный Перевод). Неправильной может быть не только манера поклонения, но также и предмет поклонения. Христиане могут потерять свою награду, если будут поклоняться кому бы то ни было, помимо Бога. Будучи на острове Патмос, Иоанн попытался поклониться ангелу, который передавал ему откровение Иисуса Христа. Ангел отверг его поклонение и велел ему поклоняться Богу (Отк. 19:10; 22:8, 9). Только Богу можно поклоняться (Втор. 6:13; Мф. 4:10).
Иисус позволял поклоняться Себе, — и был прав, потому что Он Бог (Мф. 1:23; Ин. 1:1). Он не считал, что Мария достойна возвышения до положения, когда бы её почитали и ей поклонялись. Однажды какая-то женщина в толпе попыталась почтить Марию, сказав, что блаженны чрево и сосцы её, потому что она носила и вскормила Иисуса. На это Он ответил: «Ещё блаженнее слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11:27, 28; см. Мф. 12:48–50).
Некоторые понимают 2:18 так, что Павел говорил о поклонении со стороны ангелов. В таком случае смысл этой фразы был бы, что лжеучителя стремились построить своё поклонение так, как, по их представлению, должны были поклоняться ангелы. Проблема с таким толкованием — та, что никто не знает, как поклоняются ангелы. Кроме того, мы не располагаем ни малейшей информацией относительно того, что люди когда-либо пытались подражать ангелам в своём поклонении.
Вряд ли колоссяне поклонялись ангелам, хотя поклонение ангелам практиковалось в долине реки Лик. Ириней, который много путешествовал по Малой Азии, писал между 182 и 188 гг., что церковь не призывала ангелов (Ириней, Против ересей 2.32.5). Позже, на Лаодикийском соборе (363 г.), каноном XXXV было постановлено, что церковь не имеет права призывать ангелов. Согласно надписям, найденным в Малой Азии, в этом регионе даже в 739 г. всё ещё было широко распространено поклонение архангелу Михаилу, которому была посвящена победа в том году над сарацинами. Наиболее вероятный вывод состоит в том, что Павел предупреждал колоссян не начинать поклоняться ангелам.
«Служение» (фрескейа) в данном контексте означает «выражение почитания трансцендентных существ, [особенно] в том виде, в каком это было принято в обрядах [языческих] культов» (Бауэр). Этот же термин встречается в литературе, современной писаниям Павла. В Новом Завете это слово употреблено ещё только в двух местах, где оно относится к иудейским традициям в поклонении с переводом «[наша] вера» (Деян. 26:5) и к служению Богу с переводом «благочестие» (Иак. 1:26, 27). Оно может также означать различные ритуалы, принятые в языческих культах. Павел советовал колоссянам не принимать участия в языческих обрядах и тем самым избегать особого почитания ангелов. Пусть другие занимаются этим; колоссяне же не должны были следовать за толпой, а должны были сохранять верность Иисусу.
Христиане не только должны иметь правильный объект для поклонения, Бога, они также должны поклоняться в истине, которая была открыта Иисусом (Ин. 1:17; 4:23, 24; 8:31, 32). Поклонение ангелам, осуждённое Павлом, не содержало ни того, ни другого аспекта поклонения.
«Вторгаясь в то, чего не видел» (2:18)
Следующее предупреждение касается любого учителя, вторгающегося в то, чего не видел. Эта фраза представляет определённую трудность для перевода и толкования. В древнейших рукописях отрицание «не» отсутствует. Но и при этом существуют разные переводы этого места Писания: «стоя на том, что увидел» (Восстановительный Перевод); «доверяя своим видениям» (Славянское Евангельское Общество); «своими человеческими вымыслами» (Слово Жизни); «на основе того, что привиделось ему во время посвящения» (Современный Перевод); «распространяются о собственных видениях» (Российское Библейское Общество); «увлекаются своими видениями» (Международное Библейское Общество). Исходя из этих переводов, можно сделать вывод, что, при всём разночтении, в них выражена та мысль, что некие люди настаивали на каких-то бывших им видениях.
Слово, в Синодальной Библии переведённое «вторгаясь» (эмбатьюо), в Новом Завете встречается только здесь и означает «входить в». Бауэр так комментирует это слово: «…тщательно исследовать, углубляться в [предмет], чтобы тщательно его исследовать, разбирать в деталях… отсюда в Кол. 2:18 [вероятно] много и подробно рассказывать о том, что говорящий видел в видении… и таким образом обосновывать подход, принятый в отношении небесных вестников».
Уильям Рамси обнаружил надпись на храме Аполлона Кларосского, датируемом II веком. Эта надпись, в частности, содержала греческое слово эмбатьюо, означавшее переживание религиозного опыта эзотерических культов. Если в стихе 18 имелось в виду такое значение этого слова, тогда, значит, Павел предостерегал об опасности быть увлечёнными видениями, полученными в результате каких-то действий, связанных с отправлением языческих культов. Тогда это также призыв остерегаться искать совета у современных медиумов, утверждающих, что они общаются с мёртвыми, или так называемых ясновидящих, которые якобы смогут предсказать будущие события.
Остаётся спросить: «Как получались эти видения?» и «Кто получал их?» Не исключено, что Павел упомянул видения в связи с предыдущей фразой «служение ангелов». Если так, то он предупреждал колоссян не доверять видениям обманщиков, которые, по их утверждению, они получали от ангелоподобных существ. Эти обманщики считали себя духовно выше из-за своих видений, но прикрывали свои чувства ложным смирением. Они думали, что таким смирением они добьются восхищения со стороны людей, которые будут считать их глубоко религиозными.
Они навязчиво расхваливали свои видения, не только чтобы возвыситься в глазах других людей, но и чтобы придать вес своему учению. Заставляя других думать, что их весть имеет божественное происхождение, они претендовали на высшее, авторитетное знание. Они раздувались от гордости, считая, что их видения позволяют им проникнуть в небесные тайны, тогда как другие такой способности лишены.
Ложные видения не представляли собой ничего нового. Иеремия записал следующее высказывание Бога относительно лжепророков: «Я слышал, что говорят пророки, Моим именем пророчествующие ложь. Они говорят: “Мне снилось, мне снилось”» (Иер. 23:25).
Они утверждали, что что-то видели, тогда как на самом деле они не видели ничего.
Не таково было небесное видение Павла. Он был восхищен до третьего неба и услышал «неизречённые слова», которыми он не мог поделиться с другими. Так как Павел получал очень много откровений, ему было дано также жало в плоть, напоминание о сатане, чтобы он не возгордился от своих религиозных переживаний (2 Кор. 12:1–7). Сердце Божьего вестника должно быть исполнено смирения, а не гордости, ибо Бог говорит через него.
Видели ли эти лжеучителя на самом деле что-нибудь? Были ли это галлюцинации? Или они лгали, что видели видения, тогда как не видели ничего? На этот вопрос нелегко ответить. Если они видели видения, тогда их сообщения о том, что они видели, могли быть достоверными, но применение их — не отражать откровение от Бога. О лжепророках, рассказывавших свои сновидения, Иеремия писал, что они пророчествовали «обман своего сердца» (Иер. 23:25, 26).
Если это были галлюцинации, ложные ощущения с непреодолимым чувством реальности, то людям, видевшим их, они должны были казаться реальными. Но при этом они не содержали Божьей истины. Если эти люди лгали, что имели видения, тогда они, очевидно, представляли их как истинные откровения от Бога, чтобы возвеличить себя и привлечь к себе собственных последователей. Но были то настоящие видения или нет, эти предполагаемые видения не были от Бога. Бог не был источником этих учений, и колоссяне не должны были увлекаться ими.
В последующие века нашлись люди, которые стали родоначальниками новых религий на основании якобы бывших им видений. Это Мухаммед, Джозеф Смит, основатель мормонизма, Елена Уайт, основавшая адвентизм седьмого дня, и другие. По их утверждению, в некоторых своих видениях они видели Бога, Иисуса или ангелов, говоривших с ними. Истинные явления Иисуса больше не происходят, ибо Павел заверил коринфян, что Он явился ему «после всех» (1 Кор. 15:8). Павел был последним, кому явился Христос, если говорить о явлениях, которые происходили сразу после воскресения. Однако впоследствии Христос явился Иоанну в ином контексте (книга Откровение). Это произойдёт только тогда, когда Он вернётся в последний день.
О якобы полученных ими видениях заявляют гадалки и некоторые оккультисты. Христиане должны испытывать все учения истиной, находящейся в писаниях Нового Завета (см. 1 Ин. 4:1, 6). Поступая так, мы избежим увлечения так называемыми видениями и откровениями. Мы будем знать, излагает учитель истину или преподносит лжеучение.
«Безрассудно надмеваясь плотским своим умом» (2:18)
Если одни лжеучителя надевали притворную маску смирения, то другие надмевались (фисиоо; в Современный Перевод «раздувались от гордости»). Причастие настоящего времени в греческом выражает продолженное действие, привычное чувство гордости. Эти люди, гордые и надменные, не имели ни малейшей причины так высоко ставить себя. Из других сочинений Павла это слово употреблено им только в Послании к коринфянам. (См. 1 Кор. 4:6, 18, 19; 5:2; 8:1; 13:4). Он говорил им, что «знание надмевает [фисиой; делает надменным, высокомерным], а любовь назидает» (1 Кор. 8:1).
Те, кто утверждал, что им были видения, получали незаконный почёт и уважение, так что их учение ставилось выше учения Иисуса. Павел высказывает предостережение, потому что он обеспокоен такой возможностью, что от Иисуса отойдут, а последуют за лжеучителями. Эти видения не обогатят колоссян, а обеднят их. Лжеучителя развернут их от истинного источника мудрости и знания (2:3) к бесполезным идеям человеческого производства. Это будет большая потеря, потому что истинный духовный рост идёт от Иисуса, а не от измышлений человеческих (Иер. 10:23).
Контраст в этом стихе очевиден. Павел предостерегал колоссян относительно людей, которые внешне демонстрировали самоуничижение, но внутренне были исполнены гордости. У них не было причины быть столь надменными, потому что они полагались на ложные видения. Их самоуверенность не имела под собой основания, и их гордость была неоправданной.
Христиане же, со своей стороны, могут черпать уверенность в тех благословениях, которые они получили через Иисуса. Павел писал:
«Ибо похвала наша эта — свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире, особенно же у вас» (2 Кор. 1:12).
Христианам следует гордиться — а не стыдиться — Иисусом и той жизнью, доступ к которой Он дал Своим последователям. Такая гордость оправдана, потому что её объект — Иисус и благодать Божья, а не свои собственные достижения и способности. Последователь Христа имеет предостережение «не думать о себе более, нежели должно думать» (Рим. 12:3).
Духовно мыслящие христиане не должны быть порабощены безосновательной гордостью, характерной для людей плотского ума. Эдвард Швейцер правильно отмечает, что не плоть как таковая является источником зла. Человеческая плоть сама по себе не хороша и не плоха. Павел говорит о проблеме тех колоссян, которые доверчиво полагались только на человеческую мудрость, а не на Божье откровение. В своём письме к коринфянам он указывал на тщетность потуг человеческого ума проникнуть в премудрость Божью (1 Кор. 1:20, 21). Мысли Бога можно узнать только при наличии особого откровения от Него (1 Кор. 2:10–16).
«Плотским своим умом» (хо нус тес саркос ауту, дословно: «умом плоти его») — такой перевод дают Синодальная Библия и Славянское Евангельское Общество. Эту фразу также переводят: «Своими человеческими вымыслами» (Слово Жизни); «из-за своего разума, обращённого к плоти» (Восстановительный Перевод); «умом своей плоти» (Современный Перевод); «своим ограниченным земным умом» (Международное Библейское Общество; см. Российское Библейское Общество). Павел имел в виду религии, созданные земными умами, в противоположность божественному откровению. Он думал о тех, чьё мировоззрение определяется человеческим рассуждением, опорой на человеческий интеллект, а не на Слово Божье. То, что некоторые полагаются на свои собственные идеи, а не на откровения Слова Божьего, Библии, объясняется их интеллектуальной гордостью.
«И не держась главы» (2:19)
Павел конкретизирует проблему «надмевающихся плотским своим умом»: они все силы своего ума отдают различным лжеучениям, при этом не держась главы. Иисус — Господь и Владыка неба и земли (Мф. 28:18; Еф. 1:20–23). Хотя это так, только церковь, главой которой Он является, признаёт Его главенство и подчиняется Ему (Еф. 5:24). Иисус, глава, так же относится к телу, церкви, как человеческая голова относится к человеческому телу. Голова — это центр управления. Голове небезразлично тело, и поэтому она любит его, направляет его деятельность и удовлетворяет его нужды.
О ком говорит Павел — о внешних или о христианах, — когда заявляет, что они «не держатся главы»? Не похоже, чтобы он говорил о внешних: ведь они никогда и не были присоединены к главе; как же они тогда могли перестать держаться её? Если он говорит о христианах, значит, кое-кто из них перестал держаться главы. Скорее, всё-таки верно последнее. Деепричастие настоящего времени (кратон) с отрицанием, «не держась», означает, что по своей гордости они перестали держаться главы. Они перестали придерживаться учения Иисуса и перестали быть верными Ему.
Отношения христианина с Христом чрезвычайно важны. Пока человек держится Христа, он может расти духовно. Тот, кто допускает, чтобы эта связь прервалась, засохнет и будет брошен в огонь (Ин. 15:5, 6).
Если кто-либо в теле Христа перестаёт держаться главы, он становится отступником. А кто остаётся в младенческом состоянии и не продвигается дальше плотского ума, тот не может постичь духовные реалии (1 Кор. 2:14–3:3). Это произойдёт со всяким, кто не будет держаться Иисуса, главы церкви. Единственный путь сохранить свою связь с Иисусом и получать имеющееся в Нём духовное питание — это всё время держаться Его и следовать Его учению.
«От которой всё тело» (2:19)
В греческом языке фраза экс ху (переведённая «от которой») определяет слово кефале, «глава», в стихе 19, при этом «которой» употреблено в мужском роде, тогда как «глава» – женского рода. Это заставило некоторых сделать вывод, что «глава» не относится к Иисусу. Швейцер так отвечает на это утверждение: «Внимание здесь сосредоточено на Христе до такой степени, что автор употребляет относительное местоимение мужского рода даже несмотря на то, что “глава” в греческом языке женского рода». В других местах Павел также называет Иисуса «главой» тела (1 Кор. 11:3; Еф. 1:22; 4:15; 5:23; Кол. 1:18; 2:10).
«От которой» указывает на источник питания, обеспечивающий рост «всего тела». Акцент следует делать на словах «которой» и «всё», потому что речь идёт не о каких-то немногих членах тела, получающих импульс для роста от главы. Каждый член всего тела может расти только благодаря своей связи с главой и с остальными членами.
Связь тела с Иисусом жизненно важна для духовного роста. Он удовлетворяет духовные потребности каждого члена в теле через блага, поставляемые каждым членом. Тело функционирует лучше всего, когда каждый член тела делает свою часть в общей заботе обо всём теле. В других своих посланиях Павел также использует образ человеческого тела для иллюстрации правильных взаимоотношений между членами церкви (1 Кор. 12:14-26; Еф. 5:15, 16).
«Составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растёт возрастом Божиим» (2:19)
Павел говорит колоссянам, что им надо делать для своего роста, с помощью двух греческих причастий настоящего времени эпихорегуменон («будучи соединяемо») и симбибадзоменон («скрепляемо»). Оба эти греческих слова выражают продолженность действия. Если все в теле постоянно питаются духовно и держатся вместе, тело может расти. Если тело расчленить, отрубить у него голову, оно не сможет расти. Иисус хочет, чтобы Его последователи представляли собой единое целое (Ин. 17:20-23) и чтобы не было между ними разделений (1 Кор. 1:10). Объединение вокруг Иисуса, главы, стимулирует рост в общине, тогда как разделения могут очень быстро разрушить её. Одним из самых больших препятствий росту в какой бы то ни было общине является отсутствие единства, основанного на тесной связи с Иисусом.
«Растёт» (ауксо) означает, что процесс продолжается, так как тело соединено и скреплено. Павел не доказывает с научной точки зрения, что составы и связи являются источником роста. Суставы придают телу гибкость и подвижность. Связки скрепляют тело и помогают суставам и членам тела функционировать вместе. И то и другое, во взаимодействии с головой, играет важную роль в обеспечении подвижности, питания, роста и общем уходе за телом.
Павел высказывает ту мысль, что для общего благополучия тело должно соединяться и скрепляться. Во взаимодействии с головой суставы и связки, скрепляющие тело, дают возможность всему телу получать питание и уход. В работе на благо тела участвует каждый его член. Без суставов и связок тело бы распалось и было бы не способно функционировать. Без головы тело не имело бы контроля, руководства и ухода. Когда все члены работают вместе и взаимодействуют с головой, тело может расти и функционировать.
Питание не подаётся в тело через «составы и связи» наподобие того, как пища переваривается в системе пищеварения или как питание разносится по всему телу кровеносной системой. Те, кто думает, что Павел ссылался на эти функции тела, не понимают главного. Он учил, что каждый член тела должен функционировать на благо всего тела. Его меткое описание функций питающего себя организма отличается от медицинского и научного представления его времени.
Истина, которой учит Павел, состоит в том, что лжеучителя разорвали свою связь с главой, единственным источником роста. В результате этого разрыва прекращается рост и в итоге наступает смерть. Духовный рост может происходить только тогда, когда церковь держится Иисуса и стремится к духовному развитию каждого члена тела.
В Еф. 4:11–16 Павел учил, что Бог поставил в церкви руководителей, чтобы она могла расти и назидаться. Именно Бог даёт всё необходимое для роста: Слово (1 Пет. 2:2) и помощь от Духа (Еф. 3:16). Без Божьей помощи тело не может приносить плод (Ин. 15:4, 5), а без нормального функционирования всех его частей тело не будет расти. Благополучие тела зависит от головы, а выполнение желаний головы зависит от тела. Бог даёт источник роста, а разные члены нужны, чтобы доставить Божье питание ко всем частям тела. Рост может иметь место только тогда, когда тело правильно взаимодействует с Богом и получает от Него то, в результате чего оно растёт.
Голову, суставы и связки надо понимать фигурально, а не буквально. В иллюстрации Павла голова — это Христос, а тело со своими суставами и связями — церковь. Максимально тело растёт тогда, когда оно взаимодействует с головой и каждый орган тела выполняет свою функцию на благо всему телу.
#толкование библии #изучение библии #толкование нового завета #поклонение #христианство #религия #церковь #христиане