Найти тему
Детка-малышка

«Как ни воспитывай, а нашим детям все равно будет на что пожаловаться в кабинете психолога»

Оглавление

Конечно, каждый из нас, родителей, совершенно точно знает, что насилие вредит здоровой психике ребенка. Поэтому мы и «лопатим» тонны книг по воспитанию и детской психологии. Оно и понятно, нужно ж какие-то методы все-таки выбрать. Не оставлять же расти отпрыска, как перекати-поле… Однако, чем больше литературы мы читаем, тем менее понятным для нас становится термин «насилие». Ведь если послушать наших прогрессивных психологов, то любое вмешательство в естественное развитие ребенка можно считать репрессиями. А если так, то воспитание, как таковое, и есть насилие. Пусть и не физическое, но все же…

Адекватно воспринятое принуждение – не насилие

Никто же не станет спорить, что ребенок должен встроиться в социум? Со всеми его требованиями, догмами и условностями… А как обычная мама еще может привить своему отпрыску умение взаимодействовать с окружающими и не нарушать заведенные в обществе правила, как не с помощью принуждения? Так значит принуждение – это тоже насилие? Некоторые психологи считают, что если в процессе принуждения к принятым в обществе правилам ребенок не слишком то и сопротивляется, то это нельзя считать насилием. И такой процесс принято считать воспитанием. Если же детка не согласен с требованиями, для него важно собственное видение этого вопроса, то все - произвол! Его драгоценные границы нарушены, посему любое принуждение его скромной личности к действию будет расценено как насилие. Ну, на то мы и взрослые, что вполне можем действовать хитро и применять «поощряемые» педагогическим сообществом меры воздействия к ребенку: отвлекающие маневры, заинтересованность, стимулирование, шантаж, манипуляции…. Короче, нет плохих и хороших методов, каждый из них может быть оружием или волшебной палочкой в руках родителя. Каждому времени – свое: раньше и розгами пороли, считая подобные меры воздействия благом.

Выходит, труд – тоже насилие над личностью?

И вообще, может ли быть насилие во благо? Один знаменитый разработчик специальной методики для работы с детьми, которые были слепыми и глухими, Эвальд Ильенков, заявляет, что невозможно научить маленького ребенка разговаривать, если не принуждать его к труду, к самостоятельным действиям. Только многократно заставляя ребенка держать ложку в руке, применять усилия для достижения цели, создаются необходимые условия для формирования способности к общению. Тогда даже банальное обучение удерживать ложку в руке можно считать насилием, принуждением?

Дальше-больше

Какие методы воспитания выходят за грань допустимого и не являются насилием? Подзатыльник - насилие, а шлепок по рукам? А встряхивание для приведения в чувство вошедшего в раж наследника – насилие или вынужденная мера привлечения внимания? Кстати, существуют исследования, которые предупреждают, что подобные встряхивания наносят даже больше вреда психике, чем шлепки по пятой точке. И даже если отойти от физического воздействия: можно ли считать «стопятьсот» раз написанную фразу «Мама мыла раму» в тетрадке для исправления почерка насилием? Или надавливание на плечи юному гимнасту в процессе тренировки «шпагата»? Тут психологи предупреждают, что любое подавление воли, неадекватно выставленная родителями планка, которая не соответствует возрасту и способностям личности, злоупотребление доверием, привязанностью малыша и его волевыми качествами – все это насилие чистой воды.

Как ни крути….

Знаете, мне понравился один из постов не столь знаменитого, но очень разумного психолога.

«Я буду хорошей мамой. Я никогда не стану навязывать своему сыну собственные убеждения и подавлять его волю. Пусть занимается чем хочет, пусть поступает так как ему нравиться. Однажды это лысеющий и рыхлый мужчина средних лет придет ко мне и скажет, размазывая грим по лицу: «Мама, я уже много лет работаю аниматором в детском центре. Почему ты не заставляла меня учиться в детстве? Почему ты не объяснила мне, к чему приведет моя лень и нежелание учить таблицу умножения и правила правописания? Этим ты нанесла мне ужасную психологическую травму, и придется мне еще лет пять ходить на прием к психотерапевту!».

«Нет, я буду другой мамой. Я не побоюсь читать ежедневные нотации о том, что нужно учиться, чтобы получить хорошую профессию и быть успешным в этой жизни. Я станут запрещать гульки до темна, буду требовать долгих занятий с репетиторами и серьезной подготовки к ЕГЭ. Однажды этот гладко выбритый и подтянутый молодой человек придет ко мне и скажет: «Мама, я работаю в крупнейшей компании генеральным директором с 6 утра до 11 часов вечера. Мне просто банально некогда знакомиться с девушками и обзаводиться семьей. Почему ты мне не сказала, что хорошая работа не гарантирует счастья в личной жизни! Этим ты нанесла мне ужасную психологическую травму, и придется мне еще лет пять посещать консультации психотерапевта!»

Дорогие мамы, какие бы вы методы воспитания не применяли, поверьте, вашему ребенку все равно будет о чем пожаловаться на свое детство в кабинете у психолога!

А что вы считаете насилием? Тема спорная и обширная… Делитесь своими мыслями по этому поводу в комментариях.

Станьте ненужными своим детям

Диалоги после садика. Малышизмы 10

-2
Надеемся на Вашу помощь в развитии канала. Если Вы считаете статью интересной и полезной, поставьте «Лайк» и поделитесь ею с друзьями в соцсетях. Ваше мнение очень ценно для нас, выразите его в комментариях под статьей.