Найти в Дзене

Автомобили с красным крестом в СССР

Среди специализированных автомобилей особое место занимают медицинские или,как их еще обозначают , санитарные.Они предназначены для использования в медицинских учреждениях и прежде всего для перевозки медперсонала,больных и раненых. В СССР в довоенный период таких машин было очень мало. Основным санитарным автомобилем был ГАЗ-55 (выпускался с 1938-1950 гг. на базе ГАЗ-ММ). Для перевозки больных в основном использовались обычные машины переоборудованные кустарным способом .Например, с 1936 года мастерские при московской станции скорой помощи на шасси ГАЗ-АА изготавливали фургоны с обтекаемыми кузовами в которых размещались носилки и медоборудование для оказания скорой медицинской помощи.В крупных городах использовались и медицинские ЗИС-101. На базе ЗИС-5 выпускался санитарный автобус ЗИС-16С( 1939-1945 гг) в котором можно было разместить до 10 носилок.В годы войны был и более упрощенный вариант ЗИС-44. С 1946-1958 г.г. для городских станций скорой помощи изготавливался лимузин ЗИС-11

Среди специализированных автомобилей особое место занимают медицинские или,как их еще обозначают , санитарные.Они предназначены для использования в медицинских учреждениях и прежде всего для перевозки медперсонала,больных и раненых.

Фото из архива автора
Фото из архива автора

В СССР в довоенный период таких машин было очень мало. Основным санитарным автомобилем был ГАЗ-55 (выпускался с 1938-1950 гг. на базе ГАЗ-ММ). Для перевозки больных в основном использовались обычные машины переоборудованные кустарным способом .Например, с 1936 года мастерские при московской станции скорой помощи на

шасси ГАЗ-АА изготавливали фургоны с обтекаемыми кузовами в которых размещались носилки и медоборудование для оказания

скорой медицинской помощи.В крупных городах использовались и медицинские ЗИС-101.

ЗИС-101 "скорая помощь"
ЗИС-101 "скорая помощь"
ГАЗ-55 в кадре популярной кинокомедии
ГАЗ-55 в кадре популярной кинокомедии

На базе ЗИС-5 выпускался санитарный автобус ЗИС-16С( 1939-1945 гг) в котором можно было разместить до 10 носилок.В годы войны был и более упрощенный вариант ЗИС-44.

Масштабная модель (1:35) ЗИС-44
Масштабная модель (1:35) ЗИС-44

С 1946-1958 г.г. для городских станций скорой помощи изготавливался лимузин

ЗИС-110 С( иное обозначение ЗИС-110А). В салоне находились носилки,которые выдвигались через подъемный люк в задней стенке багажника и два (друг за другом)откидных сиденья с правой стороны,

а также перегородка между передней частью кузова и санитарным отсеком.Над ветровым стеклом фара с красным крестом.

ЗИС-110С
ЗИС-110С

Взамен распространенному ГАЗ-55, с 1948-1956 г.г. сначала на Горьковском автобусном.а затем на Павловском автобусном заводах был налажен выпуск ПАЗ-653 ( ГЗА-653)

на базе ГАЗ-51.В отгороженном от кабины кузове размещалось 4 носилок.

ПАЗ-653
ПАЗ-653

В 1955 году начато производство ГАЗ-12 Б для скорой медицинской помощи. Автомобиль был оборудован как и ЗИС-110С и его выпуск продолжался до октября 1960 г.

Медицинские модификации «Победы» ГАЗ-20 не имели каких-либо индексов и выпускались в ограниченном количестве.

ГАЗ-12Б
ГАЗ-12Б
Схема салона медицинской "Победы"
Схема салона медицинской "Победы"
Масштабная модель 1:43  ГАЗ-12Б
Масштабная модель 1:43 ГАЗ-12Б

Широкое распространение ,особенно в сельской местности, получили медицинские автомобили Ульяновского автозавода: УАЗ-452А ( с 1965 г) ,УАЗ-469 БГ.

Московский завод малолитражных автомобилей ( с 1968 г. АЗЛК) под индексом «М» выпускал медицинские модификации «москвичей»

моделей 402,407,408,412,а без индекса 401 (1950-1956г.г.) и 21381( 1969-1976 гг).Они отличались отсутствием радиоприемника,обивкой сидений

и красными крестами на стеклах.Эти машины предназначались для

доставки врачей к больным и обычно имели на передних дверцах надписи « помощь на дому» или « медпомощь».

УАЗ-452 А
УАЗ-452 А

В период холодной войны все выпускаемые автобусы в случае необходимости,могли быть быстро переоборудованы для перевозки пострадавших,но штучно все же выпускались санитарные версии

ЗИС-155С, ЗИЛ-158С, ЛАЗ-695,ПАЗ-652.А на предприятиях Министерства Обороны для нужд армии делали санитарные на базе ГАЗ-51А и ГАЗ-63- АС-3,на базе ГАЗ-66 АС-66-01МП,

Луцкий автозавод- транспортер переднего края ЛуаЗ-967М.

ЗИЛ-158С
ЗИЛ-158С
АС-3 и ЛуАЗ-967 М
АС-3 и ЛуАЗ-967 М

А самыми массовыми автомобилями скорой медицинской помощи были РАФ-977 И с 1962 года,РАФ-977 ИМ - с 1969 г.и с 1975 до начала выпуска

« газелей»- РАФ-22031

РАФ-977ИМ
РАФ-977ИМ
РАФ-977И
РАФ-977И
РАФ-22031
РАФ-22031
Масштабные 1:43  модели РАФ-22031
Масштабные 1:43 модели РАФ-22031

Медицинские модификации универсалов Горьковского автозавода могли перевозить и лежачих больных на носилках. Это ГАЗ- 22 Д (с 1965г.), ГАЗ-24-03 (с1975 г).

ГАЗ-22Д
ГАЗ-22Д
Масштабная модель 1:43   ГАЗ-24-03
Масштабная модель 1:43 ГАЗ-24-03

Санитарные автомобили высшего класса на базе ГАЗ-13,ГАЗ-14,ЗИЛ-4104, которые штучно изготавливали на Рижской автобусной фабрике ,

каких-либо отличительных знаков не имели и предназначались для спецмероприятий. А вот скорая помощь ЗИЛ-118М «трудилась»

в Москве и даже выезжала по вызовам на место ДТП.

Спецавтомобили
Спецавтомобили
ЗИЛ-118 М
ЗИЛ-118 М

Некоторая часть санитарных машин,особенно УАЗ-452,АС-3 и ЕраЗ-762 использовалась в медвытрезвителях ,только вместо "скорая помощь" они имели на кузове надпись "спецмедслужба"и перевозили не

тела умерших( как думали некоторые),а лиц,находящихся в сильной степени алкогольного или наркотического опьянения.Носилками эти

машины не оборудовались.

ЕрАЗ-762    .Фото автора
ЕрАЗ-762 .Фото автора

До встречи на канале !

.