Как в целом яркой является история и культура Японии, так и многочисленные императоры этой страны были зачастую запоминающимися фигурами, жизнь, многих из которых стоит увековечивания в книгах.
В Японии были императоры, жизнь которых могла быть сюжетом для голливудского блокбастера. Драматическая жизнь других могла быть сравниться с персонажами Шекспира. Но и в сравнении с многими интересными монархами Японии, жизненные перипетии императора Сутоку во многом уникально запечатлелись в памяти потомков, о чем вряд ли смог бы когда-либо представить сам монарх.
***
Сутоку родился 7 июля 1119 года в Киото. С самого его рождения до того момента, когда он взошел на тикамикуру (Хризантемовый трон), его имена или личное имя, под которым он был известен было Акихито. Не путайте его с нашим современником Акихито, ставшим Его Императорским Величеством в XX веке, потому что это далеко не одно и то же лицо.
Император Сутоку официально был старшим ребенком императора Тоба и императрицы Фудзивара-но Тамако, правивших с 1107 по 1123 год.
Обычно приобщение к руководству над кланом или введение во власть в те времена происходили, когда мальчикам исполнялось всего 7 лет, но ситуация с преемственностью японских императоров была несколько иная. В Японии не было обычного или официального обозначенного периода или возраста, когда наследник становится императором или соправителем.
Тем не менее в случае императоров Сутоку и его отца, императором Тоба, возник такого рода прецедент. Тому послужили различные события, но оба они начали свое правление в возрасте 3 лет. Это случилось с его отцом в том же возрасте, потому что отец Тобы и предшественник, император Хорикава, умер в молодом возрасте – в 29 лет. Так после смерти Хорикавы престолонаследие получил Тоба в 1107 году.
Разумеется, в свое время трехлетний Тоба не мог справиться с бременем власти и ответственностью, возложенными на него преемственностью, которую он получил. Потому в первые годы его правления власть императора фактически была сосредоточена в руках деда и бывшему императору Сиракава в соответствии с так называемым замкнутым (или закрытым) правилом. Это важно принять к сведению, потому что в реальности такая практика отставных императоров в действительности предполагала, что они так и оставались обладателями большой власти на руководство страны. Так и Сиракава, ставши буддистским монахом, по факту продолжал непосредственно влиять на жизнь Японии.
Это замкнутое правило также означало, что в относительно недалеком будущем отставной император Тоба также продолжил по факту оставаться у власти даже после того, как он отрекся от престола и передал официально преемственность императору Сутоку. Император Сутоку также получил престол в возрасте 3 лет по воле отца, и, как и ранее император Сиракава, император Тоба по сути оставался у власти - никто не мог противостоять такому положению дел. В чем была причина такой традиции? Отставные императоры по факту не были обременены официальными церемониями, но с ними считались как с носителями фактической власти.
Самое любопытное, что по некоторой версии Сутоку был в действительности не сыном императора Тобы, а незаконнорожденным сыном Сиракавы. По этой версии именно здравствующий тогда еще Сиракава настоял на отречении Тобы в пользу маленького Сутоку, а сам же Тоба, вынужденный пойти на это, в действительности относился к Сутоку презрительно, как к бастарду, недостойному называться императором…
***
Нет точного понимания, когда император Сутоку действительно принял бразды правления от императора Тоба, да и произошло ли это, поскольку Тоба в действительности так и оставался действительным правителем все годы официального правления Сутоку, со времени как Сутоку все еще не мог этого сделать из-за своего возраста вплоть до последних лет во власти.
Несмотря на этот факт, официально считается, что с 1123 года, а именно 25 февраля, начался период правления Ситоку. Этот день был 28-м числом 1-го месяца периода Хоан 4 и закончился 16-летнее правление императора Тоба.
Сохранились немногочисленные сведения о ранних годах его правления. В частности, в 1124 году происходило большое собрание аристократии, в том числе там присутствовал и еще здравствовавший дед - бывший император Сиракава (предполагаемый отец Ситоку), а также конечно и сам император Тоба.
В 10-м месяце периода Тэндзи юный император Ситоку отправился в своего рода паломничество, посетив святилище Ивасимидзу, а также святилища Камо. Он не ограничился этим, поскольку позже также посетил святыни, расположенные в таких областях, как Хирано, Муцуноо, Китано, Охарано и многих других. Поскольку императору Сутоку было бы 6 или 7 лет, когда это произошло, эти паломничества можно расценивать отметить как одни из его первых официальных поездок в качестве императора. Мальчик конечно уже осознавал свои действия в этом возрасте.
***
Правление императора Сутоку состоит из 7 эпох, а именно: Хоан, Тэндзи, Дайдзи, Тэнсё, Тёсё, Хоэн и Эйдзи. Все эти эпохи вместе составляют около 19 лет пребывания на троне. Пожалуй, если попробовать определить в какой эпохе император Сутоку проявил себя как независимая личность, то следует сразу перейти к последней - эпохе Эйдзи. Именно драматические события последнего два года его пребывания во власти, то есть происходящее в 1141 и 1142 годах, можно назвать наиболее яркими моментами.
Послужило ли причиной или нет началу произошедших событий тот факт, что 1141 год был годом, когда бывший император Тоба решил уйти монахи, нет достоверных сведений. И это также был год, когда император Сутоку решил оставить трон – передать официально престол своего сводному брату. Совсем юный и болезненный сводный брат, сын Тобы, стал императором Коноэ. Разумеется, предполагают, что Тоба надавил на Ситоку в его решении отречься в пользу своего любимого и возможно именно настоящего сына. Ситоку лишал себя, своих вероятных детей власти. В опалу благодаря Тобе попали и приближенные Ситоку.
Этот уход был воспринят некоторыми современниками как некая развязка противостояний в семье, потому что добровольный уход Сутоку помог бы сохранить мир. Но то, что Сутоку сделал после этого, все изменило.
***
Так же, как его отец и дед, которые годами удерживали власть на троне даже после своего времени, Сутоку тоже пытался сделать то же самое в 1155 году, но по-другому. Казалось, что судьба благоволила ему, так как Сутоку пережил и сводного брата (племянника?) Коноэ, умершего бездетным в семнадцать лет.
Сутоку по-видимому решил действовать и наконец-то стать действительно, а не номинально, заполучить в свои руки ту власть, которой его обделяли в действительности все 19 официальных лет правления. У него на тот момент уже был и собственный сын.
Попытка Сутоку вернуть себе власть, но уже реальную, очевидно, создала большую напряженность между Сутоку и провозглашенным двором при поддержке Тобу новоиспеченным императором Го-Сиракава, который вступил во владение после императора Коноэ, будучи еще одним сыном Тобы.
В итоге ситуация в Японии накалилась все больше, так как скоро умер Тобу. В 1156 году это привело к вспышке знаменитому восстанию Хогена. В этом восстании лидеры клана Минамото, а также кланов Тайра сражались по обе обе противоборствующие стороны. В конце концов несмотря на внушительную поддержку, Сутоку проиграл битву.
Это была катастрофа, мечты бывшего императора на возмездие были разбиты. С проигравшими битву безжалостно расправились – вплоть до уничтожения близких. Проигрыш в битве повлек изгнание Сутоку из Киото на острова Сикоку (Кагава). Места эти тогда были известны как провинция Сануки на Сикоку.
***
Низложенный, опальный, раздавленный император Сутоку провел остаток дней в изгнании. Узнав о смерти соперника, вышедший победителем Го-Сиракава распорядился не устраивать официальных траурных церемоний и помпезного погребения “изменнику”. Вполне понятно, что после смерти Сутоку в 1164 году его могила тоже находилась на Кагаве. Теперь памяти Сутоку воздают должное в мемориальном синтоистском святилище, расположенном в этих краях, в также в святилище Сирамине, Киото и Котохира-гу.
Так закончилась жизнь этого императора, так и не заполучившему власть в свои руки. Однако это не финал его истории, так как скупые факты конца жизни императора Сутоку окрашены некоторыми примечательными легендами, создавшими посмертную славу императора Сутоку.
То, что делает в общем-то не самую выдающуюся фигуру императора Сутоку таким интересным в истории Японии, это легенды, с которыми он связан. Многие считают, что постриженный в монахи, в вынужденной ссылке он все свое время и силы искренне стал отдавать монашеской жизни. Сутоку всерьез увлекся замечательной в его положении деятельностью – копированию священных манускриптов. Завершив несколько копий, бывший император просил эти созданные его рукой копии священных текстов отправить в столицу – Киото. Но, ни одно из священных монускриптов так и не было передано из рук Сутоку, потому что окружение опасалось, что он проклял эти священные писания, собственную кровь используя для наведения порчи. Легенды гласят, что пренебрежение его трудом довело Сутоку до таких граней горечи от жизни, что после смерти он превратился в онрио. Для тех, кто не знает, онрё — это своего рода называете японского духа мщения.
Так в народе стало считаться, что он превратился в злого духа, то логично, что в таких событиях, как рост власти самураев в Японии, а также стихийные бедствия и внутренние беспорядки в стране, обвиняли дух Сутоку. Толковали, что это были его загробные козни, цель которых - мщение.
Эта скроенная в народе легенда стала с годами настолько популярной, что император Сутоку прославился в качестве одного из «трех великих онрё Японии» наряду с Сугавара-но Митидзанэ и Тайра-но Масакадо. Существуют также и версии этой легенды, в которых дух Сутоку превратился не в онрё, а в тенгу, который также является мифическим существом в японской культуре.
Если следовать этой версии легенды, то в конце концов получится, что тенгу-дух Сутоку один из «трех великих злых ёкай Японии».
***
Безусловно, в жизненной истории императора Сутоку, можно ясно увидеть трагедию не реализовавшего себя человека. Что касается легенд в конце его жизни, эти детали фактически так любопытно обособляют фигуру и жизнь императора Сутоку от всех других императоров. Он один из немногих в длинном списке монархов Японии, о ком сохранились столь яркие истории и суеверия, тесно переплетенные с обстоятельствами его последних лет жизни.
Есть много других исторических личностей в Японии, таких как Ода Нобунага, которые, как считалось, превращались в мстительных духов или мифических су после своей смерти, но ни один из них не был похож на то, как выглядел дух императора Сутоку.
Надуманная или нет, но история финала жизни 75-го императора Сутоку является наглядным примером красоты творчества Японии и стала историей, которая возможно учит не одно поколение молодежи отпускать внутреннюю горечь, чтобы спасти свой дух от превращения в зло после смерти.