Найти тему
Ян Ви. Не для всех...

Серия 5. «Из писем друзьям…». Тексты 351-400

351. …Если преподаватель видит, что ученик в учебном смысле поступает хорошо, то он непременно его похвалит и выразит ему своё профессиональное одобрение. То есть, тем самым преподаватель порадует ученическое сердце и душу, что, вне всякого сомнения, придаст ему больше уверенности в собственных силах при обучении...

352. …Истинно любознательный педагог совсем не тот, кто ходит по коллегам и просит их о методической помощи, и от которого можно отделаться «завтра-в другой раз» или кусочком чего-либо другого. Истинно любознательный – и не тот, кто, ещё не имея достаточных знаний в профессии, не являет свою педагогическую беспомощность напоказ в школе, и не стоит на виду у всех коллег с протянутой рукой, дабы получить от них хоть какую-нибудь методическую милостыню…
Обычно, это тот, кто ищет пути удовлетворения своей профессиональной любознательности самостоятельно и во вне привычной школьной среды обитания…

353. …Не забывайте: в процессе обучения рядом всегда находятся те, кому тяжелее вас!..

354. …Ваша педагогическая неудачливость в школе – ещё не порок, и до тех пор может быть безобидна для вас, покуда её коллеги в вас не увидят…

355. …Совсем неразумно советоваться с неумными коллегами в школе, ибо они не могут ни молчать, ни говорить о деле. Поэтому, прежде чем слушать кого-либо, надо вам определить для себя – с кем говорите; преподавателю нельзя тратить попусту время, которого у него в школе всегда не хватает…

356. …Всякий благоразумный преподаватель будет действовать в профессии исходя только из своих знаний, умений и опыта в ней, а глупый – обязательно выставит напоказ свою педагогическую глупость. А между тем, кстати сказать, эта педагогическая глупость преподавателя также выходит из имеющихся у него знаний, умений, опыта. И возникает простая констатация: ум и глупость в педагогике – это одно, а знания, умения и опыт в ней – совсем другое... Ну, понятно, да?..

357. …Работая в классе с учениками, не говорите им лишнего, как те из нас, кто думает, что в педагогическом многословии будут лучше услышаны и яснее поняты учениками все сложности музыкально-исполнительского искусства игры на музыкальном инструменте... Скорее, всё наоборот…

358. …Спросите себя честно: а для чего вам удаляться от учебной правды в классе, если она не уклоняется от вас в нём? Ведь когда у вас нет какой-то специальной задачи или цели, то эта экзотика выглядит самой, что ни на есть, глупостью…

359. …Известно ли вам, что настоящий преподаватель музыкальной школы всегда размышляет неторопливо, действует решительно, уступает великодушно, а сопротивляется твёрдо? Присмотритесь к ним; вы ничего другого не увидите…

360. …Ваши педагогические дела могут и процветать в школе, если у вас будет достаточно знаний, навыков и умений, чтобы получить родительский «кредит доверия» на обучение их детей, но главное: оправдать их надежды на обязательный успех в обучении их ребёнка…

361. …Вы должны знать, что никто так не бывает заинтересованным внешними проявлениями своего педагогического успеха, как те из нас, кого этот успех посетил недавно и впервые…

362. …О благоразумии в обучении говорит и следующее рассуждение: если вы хотите чтобы ученик всё своё свободное время проводил за инструментом, то постарайтесь тогда, чтобы он не находил столько приятного удовольствия, интереса, полезности и лёгкости в усвоении, нигде в другом месте, кроме как на уроке в классе…

363. …У преподавателя в классе всегда была непростая задача: он должен видеть в ученике, одновременно, желание к занятиям музыкой, которое нужно развивать, и слабость его воли к занятиям, которую нужно поддерживать в нём и укреплять...

364. …Ещё Сенека-Младший[24] говорил нам: «Неизбежное прими достойно»

365. …Дорогой коллега! В нашем деле никак нельзя забывать, что тот преподаватель, который не считает для себя нужным оглядываться назад, т.е., на свой педагогический опыт, вряд ли станет заглядывать и вперёд…

366. …Никогда не стройте из себя педагогического пророка в школе, ибо пророчествовать вообще – очень трудно и, особенно, в музыке, а когда дело касается музыкального будущего ребёнка в ней, то и тем подавно...

367. …Если вы хотите, чтобы родители ученика вас обожали, начинайте «забалтывать» их за 5 минут до того, как начнётся урок с их ребёнком, и говорите с ними о гениальности их дитяти ещё ровно 45 минут... Правды ради надо сказать, что умные родители – следующий раз вряд ли придут вас обожать, слишком накладно, а вот поглупее из них – те, нет-нет да и зайдут послушать, обожая вас… Понятно, да?..

368. …Почти каждый родитель – бунтарь по природе своей, так как ему всегда есть, что защищать. Однако, тут надо иметь в виду, что бунтует он часто, как показывает опыт общения с ними, исключительно против себя самого, своей неорганизованности, своего невнимания к ребёнку и т.п…

369. …Когда родители не сдаются перед требованиями преподавателя, то они побеждают. Но нередко бывает и так. что если они сдаются под силой аргументов и доводов преподавателя, то диктуют свои условия «победителю»...

370. …Перед родителями, лучше уж стать педагогическим святотатцем[25] и говорить только профессиональную правду, чем изрекать перед ними догматы педагогической веры в чудеса музыкального образования, и стать при этом – профессиональным лжецом…

371. …Считается, что чем больше учебных милостей и льгот даёт своим ученикам преподаватель, тем сильнее он их любит и лелеет. Но будет ли это хорошо для их образования? Будут ли они счастливее в своём обучении? Будут ли они, в ответ на педагогическую любовь к себе, меньше любить безделье и лень? Вряд ли!.. Хотя…

372. …Коллега! Вот вы спрашиваете: кого из своих учеников может ненавидеть женщина-педагог больше всех? Да, очевидно, тех из них, кто подал надежду и не смог, кто, кроме притяжения к своим дарованиям, ничего не дал другого и желаемого. Ведь всё, как обычно, и любому преподавателю, приходится тащить на себе к успеху в школе почти всех из них... Другого нам не дано…

373. …Совершенно правильно! Нельзя заниматься со своими учениками в классе так, как будто мы проводим опыты в химической лаборатории. Нам должно быть хорошо известно, что только лишь наблюдая за протеканием учебного процесса в классе, который сами же во многом инициируем и определяем, нам, реально, невозможно даже надеяться на положительный результат в обучении детей…

374. …С первого по выпускной класс ученик остаётся быть ребёнком для своего педагога, и особенно, педагога-женщины. И несмотря на то, что ученику постоянно что-то будет даваться в процессе обучения, ему от преподавателя всегда ещё чего-нибудь да требуется. И зная, что ученики, в массе своей, ничего не сохранят в себе от учителя и, даже, почти никогда после не вспомнят своего воспитателя – всё равно, преподаватель будет продолжать пестовать ученика до тех пор, пока он не уйдет от него в жизнь далее…

375. …Плохие ученики обязательно будут в вашем классе, и к этому надо быть готовым. Плохой ученик – как пуля со смещённым центром тяжести; всегда попадает куда угодно, но не туда куда следует. Бьёт по педагогическому ресурсу времени и сил, а у родителей – по семейному бюджету. И кроме того, что бы не приходилось делать с таким учеником, всё равно, всё выходит криво и боком всем… Хотя…

376. …Часто бывает, что ученик, страшно сопротивляясь педагогическим атакам в начале обучения, заканчивает школу усмирившись настолько, что, нередко, и с помощью того же преподавателя, совершенно «отрезает» себе путь к отступлению в другие сферы гражданской жизни… Вот так, нередко, и становятся очередными жертвами и представителями славной музыкальной педагогики, и, особенно, женщины...

377. …С учеником можно заниматься на уроке всем, чем угодно, но только не надо в него слишком глубоко верить и, главное, не рассчитывайте на него серьёзно, иначе вы придёте к тому, что однажды, поймаете себя на мысли в классе: уж не лучше ли убить себя, чем слушать эту псевдомузыкальную галиматью в его исполнении…

378. …Педагогика делает тех, кто в ней работает – жестокими. И тут нечему удивляться, что преподавателям приходится биться, как «рыбам об лёд», когда ученики долго не выполняют задуманного или спланированного. И, конечно, будешь ожесточаться, если изо дня в день ученики только и делают, что алчно и жадно идут от одного безделья к другому, когда сплошь и рядом от них одно лишь неисполнение…

379. …В учениках целеустремлённых, в их дарованиях и способностях, в качестве их навыков и умений, безусловно, таится именно то очарование, которое, обычно, так пленяет преподавателей. И именно эти ученики, чаще всего и воспламеняют наши творческие и педагогические планы, желания. Но так как они не могут быть все собраны в одном месте и в одном классе, то приходится, в большинстве случаев, довольствоваться тем, что имеем…

380. …Ученики совсем не против, чтобы их учили, но при этом, они хотят, чтобы мы их ещё и заинтересовывали. И считается, что тот преподаватель, который делает одно без другого, тот, в сущности-то, – ничего не делает, в смысле обучения. Более того, очень похоже, что ученики предпочитают даже, чтобы их больше заинтересовывали не обучая, чем обучали не заинтересовывая…

381. …Вы спрашиваете какого ученика желает получить педагог? Да того, который чем-то обратит на себя внимание. И это может быть улыбка, голос, общительность, слух, какая-то чёрточка характера, родители ученика и т.п. вещи. Когда у педагога объективное и субъективное об ученике сойдутся, – всё! Ученика надо брать!..

382. …О качестве ученика скажем так: ученик должен быть музыкальным, естественным, воспитанным, с чувством ответственности, тактичным, умным и конечно, талантливым. Чтобы он был трудолюбивым, понятливым, чтобы с ним было комфортно не только работать в классе, но и выступать на сцене, без опасения, что он возьмёт, да сорвётся и т.п. Но, зачастую, ученики нерешительно проявляют себя в глазах педагога. Им проще, очевидно, иной раз заниматься нудной игрой, повторяя до бесконечности одно и то же, «мурыжить и мучить» музыку, чем сразу проявить себя только с лучшей стороны…

383. …Имейте в виду, что мастерство настоящего педагога заключается в том, что он, так или иначе, но добьётся от ученика того, что считает необходимым и нужным, как вообще, так и в данный момент. При этом, ученик и, особенно, его родители, будут на 100% убеждены, что всё делается как-то само собою и благодаря только личной работе ученика и неустанному родительскому контролю…

384. …Если вы желаете наставлять детей при обучении их музыкальному исполнительству ещё и некоторым жизненным истинам и правилам, то вам надлежит быть с ними как можно больше добродетельными и наполненными лучшими человеческими качествами и совершенствами; т.е., быть проявлением любви, свидетельством милосердия, источником доброты, отзывчивости и доброжелательности. Дети тянутся именно к таким…

385. …Есть в музыкальных школах и такие преподаватели, которые в профессии всегда находятся между прошлым и будущим, будто настоящее их совсем не занимает и не интересует. Возможно, подобное у них происходит оттого, что они чувствуют себя лучше и удобнее переходя от ностальгии к надежде в своей профессии, от бывшего в ней к мечтаниям в ней. Но, в любом случае получается, что они постоянно зажаты между двумя отсутствующими реально педагогическими действительностями…

386. …По крайней мере, есть три фразы, которые никогда не следует произносить вслух при конфликте с директором школы: «Я от вас ухожу…», «Между мной и вами наступил предел терпения…» и «Я не могу больше любить ту школку, где вы так славно руководите…». Ведь пока они не произнесены вами, – всё ещё может быть поправимо...

387. …Кроме любимой работы у человека всегда должна быть и семья. Семья – это самое главное, что должно быть у вас в этом мире. И если её у вас пока ещё нет, то считайте, что у вас пока ещё ничего и нет в жизни, ибо семья – это всё-таки самая прочная из всех возможных основ нашей жизни… Семья – это защита, это спасение, это, наконец, просто тайная и секретная гавань для всех наших настоящих чувств, ощущений, горестей и радостей… Правда, в такой семье не последнее место должна занимать разумная жена, да и муж должен быть с умом…

388. …Постоянно поощрять детей оценкой – никуда не годится. Через это они могут стать себялюбивыми, и, собственно говоря, отсюда может развиться в них продажный образ труда вообще в жизни...

389. …Что касается дружбы, то давно известно: кто желает иметь верного друга (.их много не бывает, один-два – максимум, если больше – человеческих сил, по-настоящему, не хватит), тот должен быть по отношению к нему добрым и терпимым, проявляя не фальшивое внимание к его нуждам. Встречное уважение, отношение и степень участия добываются в таких серьёзных делах не силой, и не обманом, а только собственным великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся другом последним куском. И только тогда, когда у него в этом действительно есть надобность. А так как на подобное не все мы способны, то поэтому, очевидно, так редки случаи понимаемой по-настоящему дружбы между нами…

390. …Музыкальное исполнение ученика будет художественно менее совершенно, если преподаватель в качестве вдохновения берёт для него образцы исполнения других исполнителей, пусть и именитых. Если же преподаватель будет учить ученика искусству исполнения музыки на образцах существующей школы и традиции вообще, то ученик скорее произведёт впечатление хорошей исполнительской выучки, а не натасканности на правильное исполнение...

391. …Какими хочется видеть преподавателей и учеников в музыкальной школе? Преподавателей – способными обучать самых разных детей, а учащихся – способными к обучению у очень разных преподавателей. И чтобы они все умели работать не только пальцами рук, но и головами...

392. …Вы ещё просыпаетесь, да ещё и ходите на работу в школу!? Вот и будьте этим довольны, так как для личной жизни в жизни и профессии, этого оказывается, – вполне достаточно с вас...

393. …Очень нередко преподаватель музыкальной школы – это сплошное притворство и лицемерие не только перед учениками, их родителями и коллегами, но даже и перед самим собой. Он не желает слышать правду о себе, избегает говорить её и другим участникам учебного процесса. И эти данности, противные элементарному разуму и справедливости, весьма глубоко укоренились в сердцах многих из нас в школе...

394. …Что на свете всего ужаснее? Если честно, – это то, что, в конце концов, мы ко всему привыкаем...

395. …Многие преподаватели устроены так, что всякий из них легко может отнять у учащихся с их родителями как спокойную и вольготную учебную жизнь в школе, так и испортить им не один месяц их личной жизни. Но не все из них в состоянии избавить детей своего класса от музыкальной необразованности. И с этим у нас в школах, вы должны знать, – большая проблема…

396. …Почему нам не нравится признаваться другим в своих недостатках? Да только потому, что эти недостатки живут в нас, похоже, всегда; и днём, и ночью… И дело непризнания кому-то в них, порой, заключается совсем не в том, что для рассказа о своём сновидении нужно, как известно, проснуться, что особого труда не составляет для любого, а в том, кто будет слушать о наших недостатках, и как их станет понимать... Более того, мы защищаем свои недостатки, так как любим их, и предпочитаем извинять их в себе, а не изгонять их из себя признанием кому бы то ни было...

397. …Педагогический язык – это олицетворение части профессиональной культуры преподавателя. И ему нужно осознанно принимать ответственность за состояние своего языка в профессии…

398. …Празднование педагогических юбилеев, конечно, дело вкуса, но, в любом случае, – это и часть жизни, бывает, что и не очень впечатляющей. А опьянение юбилеями – это уже часть празднования их, нередко, и не вполне гладкое, и приемлемое...

399. …Может ли быть что-то страшное в одиночестве? Не вполне ясно почему, но ничего и ненормального в одиночестве – тоже нет. Бывают люди, которым хорошо и одним. Мы порою, просто сильно преувеличиваем значение одиночества для себя. Как преувеличиваем, иной раз, значение любви или дружбы. А ведь они не всегда так уж важны и жизненно необходимы для нас. То же можно сказать и о жизни вообще: её значение мы также любим преувеличивать для себя, хотя, в некоторых случаях – лучше смерть... Т.е., жизнь уже не так важна…

400. …Когда, наконец, на место любви к Богу человечество поставит любовь к Человеку, как единственному объекту достойному этой участи, т.е. на место веры в Бога – веру людей в самих себя, в свои собственные силы, разум и дух, что никто на свете не в состоянии помочь или помешать нам, кроме самих себя, тогда, наверное, жить станет честнее и нравственней. Тогда не будет мнимого посредника, с очень давним историко-психологическим шлейфом, спиной которого мы все так любим прикрываться в плохом и хорошем даже нынче. Между тем, рано или поздно, но нам просто остро необходимо, и давно бы надо, всю ответственность за всё происходящее на Земле брать только на себя. Здесь ни животные, ни Бог, ни Космос, и ни кто-либо или что-либо другое, как не помощники, так и не ответчики… Ответчиками и жнецами всего того, что получается у нас, являемся мы, и только мы, хотя у верующих всё это происходит под сенью, под надзором и при благорасположении Бога. Действительно! Ну зачем им это, когда всё равно никто другой даже маленькой работы за нас не делает? Неужели все они знают то избранное, что остальных просто ставит в логический тупик? Или тут что-то другое? Может корпоративное поветрие? Может психологический след исторической давности? Может следование привычной архаике в жизненном укладе? В любом случае, всегда становится крайне не по себе от осознания собственной беспомощности и зависимости от чего-то в малых и больших делах. Как-то неудобно везде, всюду и во всём ощущать себя обязанным кому-то. Разве мы не понимаем, что зло – это зло, добро – это добро, воровство – это воровство, убийство – это убийство?.. Разве не понимаем без малейшей подсказки – что есть что? А между тем, кто любит Бога, тот не может Человека любить более него, так как он теряет адекватное понимание Человека, его сущности и масштаба в живом мире. У него значение Человека всегда подчинённое, а статус – является расхожей букашкой или в роли несмышлёныша, которому и доверить-то ничего нельзя: он или сам убьёт, или будет убит кем-то, обманет или будет обманутым, сам оскорбит или будет оскорблённым. Сам присвоит чужое или его добро будет использоваться другими… Зная этого злостного убийцу, прожжённого прохиндея, закоренелого грабителя и бездумного халявщика, кто-то же догадался придумать пугать страшными последствиями за своё зло… Но мы видим и понимаем: за тысячи лет эти люди продолжают оставаться среди нас. Как и прежде, их не меньше и не больше становится, а ровно столько, сколько всегда их бывает среди нас, и никакие страшилки им не помеха… И наоборот: если кто из нас любит Человека вообще, как Жизнь, как высшее создание Природы, как саму Природу, как Мир, кто ставит его только на ему положенное место на Земле, при уважении и удивлении от всего живого на ней, то тот уже не сможет любить Бога больше, чем Человека. Пора! Давно пора перестать обманывать себя несуществующим. Пора перестать ходить по свету в детских штанишках сказок и поверий, пора брать ответственность за все дела свои только на себя, а не перекладывать её, привычно, на другие плечи, пусть и мифологические… Это всегда было нечестно, безнравственно и в высшей степени безответственно…

[24] Се́нека, Луций Анней Младший (4 до н.э.-65 н.э.) – римский философ-стоик, поэт и государственный деятель. Воспитатель Нерона и один из крупнейших представителей стоицизма. Сын Луция (Марка) Аннея Сенеки Старшего (выдающийся ритор и историк).

[25] Святот́атство – оскорбление, осквернение, кощунство, язвительные насмешки, издевательство, неуважение, например, к правилам жизни и обрядам верующих.