Найти в Дзене
Russos

Станция «Александровский сад»

Сейчас мы с вами посмотрим на самую необычную станцию первой очереди Московского метрополитена — «Александровский сад».

Это единственная станция первой очереди с боковыми платформами и расположенная в кривой. Так получилось из-за того, что решение о строительстве станции было принято слишком поздно, когда трассировка Арбатского радиуса была утверждена и там уже вовсю шли работы.

Также профессор В. Л. Николаи и комендант Кремля Р. А. Петерсон выдвинули требование, чтобы пути помещались между Манежем и Кутафьей башней.

Все это привело к тому, что станцию пришлось вписывать в очень узком месте и в кривой.

Строительство самой станции началось в июле 1934 года и было завершено в рекордные сроки, менее чем за 6 месяцев. Возведением станции занималась шахта 31-32 Мосметростроя (руководили строительством Г. Климов, М. Терпигорев, И. Зубков). При строительстве пришлось решать сложнейшую инженерную задачу перекладки мощного канализационного коллектора под одним из участков будущей станции из хрупкой гончарной трубы в прочную металлическую на длину 40 метров.

Станция «Александровский сад».
Станция «Александровский сад».
Участок трассы первой очереди в районе станции.
Участок трассы первой очереди в районе станции.
Проект станции архитектора А.И. Гонцкевича.
Проект станции архитектора А.И. Гонцкевича.
Планы двух соседних станций. Обратите внимание, что пересадка на них показана разная. Также показаны два не построенных вестибюля.
Планы двух соседних станций. Обратите внимание, что пересадка на них показана разная. Также показаны два не построенных вестибюля.

Изначально перехода на станцию «Библиотека им. Ленина» не было, однако имелся общий с этой станцией временный наземный вестибюль на углу Моховой улицы и Воздвиженки, в настоящее время не сохранившийся. В 1937 году был организован временный переход. Современный переход появился только в 1938 году, когда после открытия участка «Улица Коминтерна» — «Курская» Арбатско-Покровская линия выделилась в отдельную. Станция занимает первое место по количеству реконструкций и изменений.

Вагон типа «А» на станции в 1935 году.
Вагон типа «А» на станции в 1935 году.
Станция в 1935 году.
Станция в 1935 году.
Станция в 1935 году.
Станция в 1935 году.
Станция в 2009 году.
Станция в 2009 году.
Проект наземного вестибюля станции архитекторов П.П. Файдыша и С.П. Лаврова при консультации академика архитектуры В.А. Щуко.
Проект наземного вестибюля станции архитекторов П.П. Файдыша и С.П. Лаврова при консультации академика архитектуры В.А. Щуко.

Вид на Библиотеку имени В.И.Ленина в 1940 году. На переднем плане вестибюль станции.
Фото из журнала Строительство Москвы, № 15,1940.
Вид на Библиотеку имени В.И.Ленина в 1940 году. На переднем плане вестибюль станции. Фото из журнала Строительство Москвы, № 15,1940.
Проект наземного вестибюля станции архитекторов П.П. Файдыша и С.П. Лаврова при консультации академика архитектуры В.А. Щуко.
Проект наземного вестибюля станции архитекторов П.П. Файдыша и С.П. Лаврова при консультации академика архитектуры В.А. Щуко.
Проект фасада по Моховой улице вестибюля станции архитекторов П.П. Файдыша и С.П. Лаврова при консультации академика архитектуры В.А. Щуко.
Проект фасада по Моховой улице вестибюля станции архитекторов П.П. Файдыша и С.П. Лаврова при консультации академика архитектуры В.А. Щуко.
Наземный вестибюль.
Наземный вестибюль.
наземный вестибюль и здание библиотеки имени Ленина.
наземный вестибюль и здание библиотеки имени Ленина.
Лестница вестибюля. Все это не сохранилось при перестройках пересадочного узла.
Лестница вестибюля. Все это не сохранилось при перестройках пересадочного узла.
Вестибюль, встроенный в здание библиотеки.
Вестибюль, встроенный в здание библиотеки.
Вестибюль, встроенный в здание библиотеки.
Вестибюль, встроенный в здание библиотеки.
Какой бардак. Хорошо, что это все убрали.
Какой бардак. Хорошо, что это все убрали.
Вид с мостика на станцию.
Вид с мостика на станцию.
 На станции 3 ряда по 30 восьмиугольных в сечении колонн в каждом.
На станции 3 ряда по 30 восьмиугольных в сечении колонн в каждом.
Мостик, возведенный к 1946 году.
Мостик, возведенный к 1946 году.
Вид пересадочного узла до реконструкции в 50-х годах.
Вид пересадочного узла до реконструкции в 50-х годах.
Мотовоз на станции.
Мотовоз на станции.
Баловство со специальным объективом.
Баловство со специальным объективом.
«Теплый и ламповый» указатель.
«Теплый и ламповый» указатель.
До 24 декабря 1946 года называлась «Улица Коминтерна», до 5 ноября 1990 года — «Калининская». В 1990 году на несколько дней получила официальное название «Воздвиженка».
До 24 декабря 1946 года называлась «Улица Коминтерна», до 5 ноября 1990 года — «Калининская». В 1990 году на несколько дней получила официальное название «Воздвиженка».
Знак остановки головного вагона с указанием количества вагонов в составе.
Знак остановки головного вагона с указанием количества вагонов в составе.
Оригинальная вентиляционная решетка.
Оригинальная вентиляционная решетка.
Сходни на путь, когда станция работает в режиме бомбоубежища.
Сходни на путь, когда станция работает в режиме бомбоубежища.
Вид с путей.
Вид с путей.
Портал в сторону станции «Арбатская».
Портал в сторону станции «Арбатская».
Тоннели, «уходящие под Кремль». Еще одна из городских легенд.
Тоннели, «уходящие под Кремль». Еще одна из городских легенд.
Вид из тоннеля на станцию
Вид из тоннеля на станцию

В одном из следующих материалов мы с вами посмотрим на эти «секретные тоннели, идущие в Кремль».