Найти в Дзене
Путь и текст

Языческий Ватикан в Калининградской области. Что о нем известно и как он выглядит сейчас

Оглавление

Главное языческое святилище пруссов носило название Ромува, это была фактически столица всего балтского язычества. Местному жрецу Криве Кривайтесу подчинялись не только пруссы, но и племена литовцев. По мнению большинства специалистов, занимавшихся историей балтских племен, Ромува находилась на месте современного хутора Бочаги в Калининградской области. До прихода советских войск в Пруссию этот хутор назывался "Замковой горой" (Шлоссберг). Расположен он рядом с поселком Междуречье (старое название Норкиттен), который стоит на трассе Калининград - Черняховск.

Поселок Междуречье полностью оправдывает связанные с этим термином ассоциации, он, действительно, находится между двух рек - Преголи и Ауксине (ныне р.Голубая), и это место имеет богатую историю даже без главного прусского языческого святилища. Когда-то на горе в Норкиттене стоял рыцарский замок, а немного западнее на местных полях произошла крупная битва Семилетней войны - сражение при Гросс-Егерсдорфе в 1757 году, во время которого русские войска под командованием С.Ф. Апраксина разбили прусскую армию.

Изображение Ромувы в книге К. Хартноха "Старая и Новая Пруссия" 1684 г.
Изображение Ромувы в книге К. Хартноха "Старая и Новая Пруссия" 1684 г.

Современное Междуречье - это старые немецкие дома стоящие вдоль шоссе выложенного брусчаткой. И это именно шоссе - трасса Калининград-Черняховск, а не просто улочка в старом городе.

Поселок Междуречье
Поселок Междуречье

Чтобы добраться до места, где располагалось языческое капище, нужно перейти по мосту через реку и сразу за ней повернуть направо, на юг.

Дорога к Ромуве идет через старые немецкие населенные пункты. Здешние дома стоят уже 100 лет, а выглядят они как-будто их построили 20-30 лет назад, вот что значит немецкое качество.

-4

Справа от дороги за рекой Ауксине и произошло знаменитое сражение при Гросс-Егерсдорфе 1757 года - правое крыло русской армии тогда опиралось на замок Норкиттен, а левое - на замковую гору Шлоссберг, т.е. Бочаги. На этом поле в 90-е даже поставили памятный обелиск.

-5

Приближаясь к поселку Бочаги уже издалека можно увидеть громаду крепостного вала. Возможно, это первая линия укреплений легендарной Ромувы. На фото ниже, слева, там где проходит дорога, несомненно стояла воротная башня, скорее всего деревянная, еще левее, где виден защитный бортик, находится глубокий обрыв высотой около 20 метров. Сам вал очень короткий, чуть более 50 метров, справа, там где он заканчивается, еще один обрыв к реке в 20 метров высотой. Т.е. мы входим на Замковую гору по узкому перешейку, справа и слева глубокие обрывы к реке Ауксине (р. Голубая).

Что же мы знаем о главном языческом святилище всей Прибалтики? Главный наш информатор здесь орденский священник Петр из Дусбурга, живший в XIV веке, в своей "Хронике земли Прусской" он писал:

"Было же посредине этого погрязшего в пороке народа, а именно в Надровии, одно место, называемое Ромов, ведущее название свое от Рима, в котором жил некто по имени Криве, кого они почитали, как папу, ибо как господин папа правит вселенской церковью христиан, так и по его воле или повелению управлялись не только вышеупомянутые язычники, но и литвины и прочие народы земли Ливонской. Такова была власть его, что не только он сам или кто-либо из сородичей его, но даже гонец с его посохом или с другим отличительным знаком, проходя по пределам вышеупомянутых язычников, был в великом почете у королей, нобилей и простого люда. Хранил он также по древнему обычаю негасимый огонь"

Само название Ромува возможно происходит от балтского корня rom, ram, означающего «тихий, спокойный». Но средневековым хронистам несомненно нравилась созвучность названий Ромувы и города Рима, поэтому название святилища возводили к нему. Во многом из-за этого созвучия появилось литовское легендарное представление о том, что литовцы каким-то образом якобы являются потомками древних римлян. После уничтожения крестоносцами Ромувы в Пруссии, главный жрец Криве перебрался в Литву, где институт жрецов Криве Кривайтесов существовал еще достаточно долго.

Оборонительный вал.
Оборонительный вал.

Происхождение святилища Ромува чрезвычайно загадочно, так как доподлинно неизвестно когда и каким образом появилось первое подобное капище в Пруссии. И неизвестно, куда оно потом исчезло, хотя общепринятой считается точка зрения, что Ромуву разрушили христиане, причем дважды, но эти сведения о главном прусском святилище известны только из поздних источников, главным из которых является "Прусская хроника" Симона Грунау (1470-1537 гг.).

Симон Грунау дотошно описал прусскую Ромуву, но непонятно, насколько его информация может быть правдивой. Грунау представил религию пруссов, как пришедшую извне (вместе с неким народом кимвров), как он писал с острова Кимбрия. Именно оттуда пришли мудрые правители Видевут и Брутен, создавшие "Священное царство"
в восточной Балтии. От имени Брутен якобы и появился этноним "брутены"- "пруссы", что, естественно, не соответствует действительности.

Симон Грунау "Прусская хроника"
"В 521 г. Брутен и Видевут созвали мудрых и спросили их, кому быть властителем. Все указали на старшего из братьев - на Брутена. Последний отказался от власти в пользу брата, желая служить богам. После коронации Видевут объявил Брутена высшим владыкой («второй после богов повелитель») – верховным жрецом с культовым именем Криве-Кривайто, которого все должны были слушаться как бога. В честь него страна была названа Брутенией (Пруссией) и богам принесены благодарственные жертвоприношения. Брутен соорудил богам Патолло, Патримпо и Перкуно особое строение".

По мнению Симона Грунау, Видевут и Брутен основали святилище Ромува между двух рек, т.е. в Междуречье, там рос огромный дуб, который стал основой их культа, это был
«большой, толстый и могучий высокий дуб, в котором находился призрак дьявола и внутри были изображения божеств, [и из которого] также исходили речи дьявола, [он] был постоянно зеленым, зимой и летом».

Только это святилище, по мнению Грунау, находилось не в Надровии (нынешнем Междуречье), а существенно западнее, в районе города Мамоново Калининградской области, рядом с поселком Липовка. Там тоже есть свое "междуречье", почти в деталях похожее на то, которое я выбрал для осмотра. Считается, что святилище в Липовке было уничтожено еще в 1017 году польским королем Болеславом Храбрым, поэтому впоследствии Ромуву перенесли в Надровию.

Вал святилища Ромува.
Вал святилища Ромува.

Симон Грунау писал, что боги пруссов находились в специальных дуплах или окошках, вырезанных в дубе. Всего там было трое основных богов - Патолло, Патримпо и Перкуно. Вокруг дуб был окружен тканевыми занавесами.
Из всех прусских богов только имя Перкуно (Перкунас, Перун) звучит привычно, выглядел он на рисунке XVI века как человек средних лет с огненной головой. Патоло изображался как
«старый человек с длинной зеленой бородой, и цвет его [одежд] был совершенно смертелен, он был увенчан белым сукном в виде тюрбана», Патримпо был «богом счастья в битвах, а также в других делах,и изображался как «юноша без бороды, коронованный пучками листьев и готовый радоваться». Патоло и Патримпо требовали человеческих жертв. Симон Грунау писал, что «и этот дьявол также желал, чтобы в честь его убивали младенцев, и это также делали. Патолло и Потримппо находили удовлетворение в человеческой крови, поэтому для их почитания ее проливали перед дубом»

Патоло, Перкуно и Патримпо на так называемом флаге Видевута. Гравюра 1584 года.
Патоло, Перкуно и Патримпо на так называемом флаге Видевута. Гравюра 1584 года.

Поздние переписчики Симона Грунау, например, Мартин Муриниус (1582 год) описывали Ромуву так:
"
Хроника прусских магистров"
"Столицей Криве Кривейта было Романово или Ромново, названное от Рима, первейший и главный город древних пруссов. Там же неподалеку ему был на большие средства воздвигнут храм (kosciol) под дубом, раскидистым на диво людям. Этот дуб считался священным и, ненарушимо сохраняясь дьявольскими чарами, был зелен и летом и зимой. По правую руку от дуба поставили идола, звавшегося Перкунос, по-нашему Перун, и в жертву ему пруссы и соседние жмудь и литва днем и ночью жгли вечный огонь из дубовых [поленьев]. Для этого были приставлены вейделоты (то есть служители храма), священной обязанностью которых было следить, чтобы этот огонь, который они [жгли] для священного идола Перкунуса, никогда не угасал. А если бы этот огонь угас по недосмотру кого-нибудь из них, таковой карался смертью.

И это означало, что язычники от поклонения своим гнусным богам отказаться не желали, избегая заниматься делами, столь угодными Господу. Другой идол, называвшийся Патримпос, то есть домашний бог (латинники говорят dii paenates), изображен был в виде продольно извивающегося ужа (weza wzdluz zwitego) из меди, во славу которого каждый из пруссов, жмудинов и литовцев, людей одних и тех же заблуждений, живого ужа в доме держал и молоком кормил. В третьем углу стоял третий дьявольский идол, звавшийся Пателло, в честь которого каждый у себя в доме хранил голову умершего человека"

Языческие боги Пруссии по книге К. Хартноха "Старая и Новая Пруссия" 1684 г.
Языческие боги Пруссии по книге К. Хартноха "Старая и Новая Пруссия" 1684 г.

Какой можно сделать вывод из текстов хроник? Нужно отметить, что общим моментом является, кроме названия Ромов, Ромува, Ромново, присутствие здесь главного жреца - Криве и священного огня. Про имена богов самый первый хронист Петр из Дусбурга ничего не упоминает, он даже не писал о священном дубе, хотя упоминает наличие у пруссов священных деревьев в широком смысле - "Были у них также священные леса, поля и реки, так что они не смели в них рубить деревья, или пахать, или ловить рыбу". Священные рощи пруссов также упоминаются в житиях погибших в здешних лесах христианских мучеников, поэтому несомненно священный дуб вполне мог присутствовать на капище, тем более почитание деревьев было очень распространено среди языческих народов.

Иногда в рассказе Симона Грунау видят сходство с описанием Адамом Бременским шведской Уппсалы - главного языческого святилища. Там тоже стояли идолы трех главных скандинавских богов - Тора, Одина и Фрейра, и делается предположение, что Симон Грунау просто заимствовал описание Ромувы у Адама Бременского. Претензии есть почти ко всем хронистам, писавшим о прусской Ромуве, достоверность их сведений, естественно, не является абсолютной, но нужно отметить в связи с этим здесь важную вещь - религия пруссов по описанию Симона Грунау и Петра из Дусбурга не похожа на германо-скандинавскую. У германцев не было такой отчетливой теократии, их жрецы не имели абсолютной власти, как это было у пруссов (и у западных славян), не было также ярко выраженного культа огня, характерного для всех балтов (кстати, культ огня практически отсутствовал и у балтийских славян).

Но при этом, больше всего параллелей у прусского язычества с именно культами балтийских славян. У них также существовало авторитарное жречество, жрецы бога Световита с острова Рюген обладали властью сопоставимой с прусским Криво Кривайтисом. Даже само имя прусского жреца Криве может иметь славянские корни и созвучно названию славянского племени кривичей, ближайших соседей балтов.

На фото ниже, верхушка вала Ромувы. Она необычно "острая", тут всего два-три метра ширины. Например, древнерусские валы как правило имели верхнюю площадку до 5-10 метров шириной, а здесь вал необычно узкий при такой существенной высоте. Это почти стена, археологи изучавшие валы городища писали о поздних каменных стенах 15 века, их возвели во время Тринадцатилетней войны, якобы они видны снаружи, с внутренней стороны валов. Я как не смотрел, но никаких каменных элементов в валах не нашел. Правда, мокрая трава особо не способствовала поискам чего-либо.

Высокий внешний вал здесь не один, за ним примерно на расстоянии 50 метров находится второй вал. Только он существенно меньше размерами, его высота около 5-6 метров. Дорога между двух валов идет буквой Z.

Непонятно, почему внутренний вал существенно ниже внешнего, по законам фортификации все должно быть ровно наоборот. Можно предположить, что этот невысокий вал был насыпан первым, может быть именно пруссами, в то время как высокий внешний возвели уже крестоносцы, не удовлетворившись старыми прусскими укреплениями.

Ниже, городище Шлоссберг (Замковая гора) на карте 19 века. Река образует здесь некий "мешок", при этом само городище существенно выше уровня реки, его площадка со всех сторон ограничена обрывами, на северо-востоке хорошо видны два изученных нами вала. Прямоугольное строение в центре существует и сейчас.

-13

Что меня неоднократно поражало в бывшей Пруссии, это присутствие даже на второстепенных дорогах каменных мостовых. 100 лет назад здесь абсолютно все дороги мостились булыжником, даже те, что проходили далеко в лесах. И здесь мы видим остатки мощенной дороги (или улицы?).

-15

В центре обширной площадки бывшего городища хорошо сохранилась какая-то немецкая хозяйственная постройка XIX века. Возможно на ее месте и рос вечнозеленый дуб пруссов. Здесь жрецы вайделоты жгли людей и коней, для того чтобы умилостивить своих кровожадных богов.

-16

Скорее всего в Ромуве существовали какие-то строения, тем более о них писали хронисты. Поддерживать вечный огонь в сыром балтийском климате можно только в каком-то помещении, и сами жрецы тоже должны были где-то жить. Это не говоря о том, что главный жрец балтов Криве Кривайтис должен был где-то прятать свою казну, у меня есть серьезные сомнения, что положенную ему по обычаю треть доходов он, действительно, сжигал на костре во славу богов.

Городище поверхностно исследовалось археологами, какой-либо культурный слой прусского времени здесь не был обнаружен, что может говорить о том, что люди здесь не жили постоянно, т.е. при всех здешних укреплениях центральная площадка оставалась пустой. Зато рядом с Замковой горой еще в XIX веке было найдено несколько захоронений со скандинавскими вещами IX века.

Дорога к реке опускается по оврагу явно искусственного происхождения. Дорога в немецкое время тоже была выложена булыжником. Какие-то каменные бордюры видны и сейчас, хотя камни самой дороги почти все исчезли.

Ниже, общий вид городища от реки. Только отсюда видно, что городище это, действительно, невысокая гора с обширной плоской площадкой наверху. Возможно по ее верхнему периметру шли дополнительные валы, но я их не обнаружил.

Интересно, что многие подобные святилища славян и пруссов были окружены водой, возможно это не случайно, и такое расположение выбиралось не только в целях обороны. Может быть вода вокруг капища имела какое-то ритуальное значение. Например, Ретра - святилище западных славян находилось посреди озера, знаменитый храм бога Световита в Арконе на острове Рюген возвышался на мысу и был с трех сторон окружен морем, с четвертой напольной стороны он был укреплен, как и Ромува, очень высоким валом.

Вид святилища в Арконе на острове Рюген.
Вид святилища в Арконе на острове Рюген.

При этом стоит отметить, что оба места, в которых могли находится центральные прусские святилища - это Шлоссберг (Бочаги) и Липовка (Грюнвальде), были значительно удалены как от берега, так и от полуострова Самбия, который считался центром прусской земли и был больше всех населен. Т.е. святилища находились в стороне от наиболее населенных территорий пруссов. Почему непонятно, может быть и правда вайделоты искали "тихое" место для себя.

Река Голубая в районе городища.
Река Голубая в районе городища.

Пейзажи Калининградской области раскрывают секреты вечнозеленого дуба пруссов. Здесь очень многие деревья несут на себе паразитическое растение омелу. Листвы на них нет, но зелень омелы есть и зимой, и летом. Это паразитическое растение придает здешним лесам особую таинственность.

-21

Читайте также:

Славянская богиня войны. Как ее звали?

Матерь Лада - великая богиня славян