Приветствую, друзья!
Сначала постараюсь объяснить почему в названии статьи слово "превосходный" взято в кавычки.
1952-й год. Начальник управления боевой подготовки истребительной авиации ВВС, дважды герой Советского Союза Евгений Яковлевич Савицкий пишет письмо Сталину. Приведу выдержку из него:
"... считаю целесообразным ... выдать т. Яковлеву задание на проектирование и постройку маневренного фронтового истребителя для действий на малых и средних высотах.
Мнение о необходимости иметь на вооружении ВВС СА самолёт указанного типа разделяется всеми лётчиками, принимавшими участие в боевых действиях в Корее. В письменных докладах, полученных мною от лётчиков, прибывших из Кореи и имеющих сбитые самолёты противника, указывается, что при наличии на вооружении "реактивного Як-3", который наряду с высокими маневренными качествами обладал бы требуемой в настоящее время горизонтальной и вертикальной скоростью, преимущество самолёта Ф-86Е в воздушном бою было бы ликвидировано..."
В этом письме, мне лично кажутся примечательными два момента.
Первое. Савицкий указывает на необходимость создания истребителя с узкоспециальной функцией, то есть истребителя завоевания господства в воздухе. Необходимость такой машины показали бои в Корее, когда новейшие на тот момент МиГ-15 превосходно справлялись с бомбардировщиками противника, но воздушные бои с новейшими же тогда "Сейбрами", вели с полным напряжением сил пилота и на пределе возможности своих машин.
И вот тут второй примечательный момент. Лётчики, повоевавшие во время Великой Отечественной на Як-3, осознавали их полное соответствие этой задаче. Естественно нужен был самолёт нового поколения, как пишет Савицкий - "РЕАКТИВНЫЙ Як-3". Самолёт ПРЕВОСХОДСТВА в воздухе.
История создания Як-3, одного из лучших (по лётным данным) истребителей Второй мировой, началась осенью 1942 года, когда был представлен облегчённый вариант Як-1М "Москит" с мотором М-106П. Кроме этого, на самолёт пробовали ставить двигатели М-15ПФ и М-107А.
Изначально "Москит" сохранял планер серийного Як-1 с гаргротным фюзеляжем. Затем проект существенно доработали, взяв за основу фюзеляж Як-1Б с новыми узлами крепления изменённого водорадиатора и пулемёта БС, вместо ШКАСов.
Крыло заимствовали от Як-9, немного уменьшив его размах (до 9,2 м.), конструкция шасси в целом сохранилась, на ней лишь увеличили ход амортизации. Небольшие отличия были и в системе управления самолётом. Педали были опущены на 50 мм и изменены тяги руля высоты.
По расчётам, полётный вес не должен был превышать 2650 кг, и с форсированным мотором М-105ПФ истребитель мог развивать скорость до 640 км/ч.
Вооружение минимизировали: одна мотор-пушка МП-20 с боекомплектом в 120 снарядов и пулемёт БС (200 патронов).
Як-1М изготовили в полном соответствии с постановлением ГКО и приказом наркома НКАП к 15 февраля 1943 года, но обещанный мотор М-106 так и не появился к этой дате. Вместо него пришлось ставить уже испытанный М-105ПФ. Яковлев направил В.Я. Климову запрос о возможности форсирования "стопятого" путём увеличения наддува.
В результате работы двигателистов был создан М-105ПФ2 (ВК-105 ПФ"), который и стал впоследствии первым двигателем серийных Як-3.
В сентябре 1943 года был построен второй опытный экземпляр "Москита" с форсированным М-105ПФ с доработанными реактивными патрубками и винтом ВИШ-105СВ-01 диаметром 3 метра.
Полотняную обшивку фюзеляжа заменили фанерной и установили сдвижную часть фонаря кабины с устройством аварийного сброса, заимствованного со "Спитфайра".
8,5 мм бронеспинку укоротили до плеч пилота, добавив ей боковые изгибы, лучше прикрывавшие пилота в горизонтальной плоскости. А выше бронеспинки лётчика защищал прозрачный бронезаголовник.
В результате всех доработок удалось облегчить истребитель.
6 октября 1943 года "Дублёр" был передан на госиспытания. В течении восьми лётных дней было налётано 17 часов 55 минут.
Отзывы лётчиков испытателей можно охарактеризовать как восторженные!
Кроме того, Як-1м "Дублёр" облетали герой Советского Союза Шестаков, лётчики испытатели Антипов, Кубышкин, Стефановский и Хомяков. Все они в целом поддержали положительное мнение о новой машине. В итоге специалисты НИИ ВВС рекомендовали истребитель к запуску в серийное производство.
Истребитель Як-1М запустили в серийное производство на саратовском авиазаводе №292 в соответствии с постановлением ГКО от 26 октября 1943 года под обозначением Як-3.
Вооружение самолётов первых двенадцати серий состояло из пушки МП-20 и одного пулемёта БС. Всего было выпущено 197 таких машин, а начиная с 13-й серии был добавлен ещё один БС.
В 1944 году на изготовление Як-3 перешёл завод №31 в Тбилиси. В начале апреля того же года был построен первый экземпляр машины с двигателем ВК-105ПФ2.
Покажу несколько фото модели Як-3 моей постройки.
Продолжение следует.