Процесс обучения – это процесс формирования и закрепления нейронных связей.
1. К счастью, нет необучаемых людей и всему можно научиться при желании. Неважно какого вы возраста, мозг обладает пластичностью, и вы в состоянии приобретать новые навыки всегда. Если вы думаете, что что-то точно не для вас, у вас к этому нет способностей – это неправда. Вы можете научиться всему. (специфичные задатки)
2. Есть 2 режима обучения:
Первый называется «сфокусированный режим», это когда ты сосредоточен на чем-то. Этот режим задействует уже существующие нейронные связи, и мозг занимается поиском их.
Второй называется «рассеянный», это когда кажется, что ты ни о чем конкретном не думаешь. В период работы этого режима идет формирование новых нейронных связей, поиск новых решений.
Чтобы эффективно учиться, необходимо задействовать оба режима. Если вы застряли на какой-то задачи и не можете ее решить, сделайте перерыв и отдохните. Мозг продолжить искать новые пути решений.
3. Прокрастинация – это откладывание дел на потом.
Человек не может выдержать дискомфорт и пытается его избежать. Скука, страх, тревога, вина – все что угодно с чем мы не хотим сталкиваться.
Когда мы избегаем, мы получаем удовольствие. Это создает нейронный путь «избеги работы – тебе будет хорошо. Чем чаще мы избегаем обучения, тем легче нам это делать с каждым разом и тем сложнее начать что-то делать, тем больше мы чувствуем дискомфорта от работы.
Лучший совет – не создавать нейронный путь избегания.
Но что же тогда делать?
Делайте перерыв каждые полчаса. Говорим себе, что сейчас мы позанимаемся всего 25 минут, этот дискомфорт нам по силу выдержать, а затем сделаем 5-10 минут перерыва. Мы вознаграждаем себя не за избегание неприятной деятельности, а за столкновение с ней. Так же можно придумать и другие способы вознаграждения, например, прогулка.
Стоит отметить, что учиться эффективно – это не значит учиться в течении долгого времени. В среднем человек может концентрироваться в течении 30 минут, а дальше эта концентрация падает. Поэтому эффективнее учиться немного и с перерывами. Не забываем про два режима обучения.
4. Так же это распространяется на любителей делать много, но 1 раз, а потом ничего не делать. Это тоже не эффективно. Лучше учиться каждый день по чуть-чуть, чем за раз выучить все. Нейронные связи формируются и укрепляются, когда ими пользуются. Если вы 1 раз по пользовались чем-то, это не закрепиться. Намного эффективнее будет, если вы каким-то навыком или знанием будете пользоваться каждый день хотя бы чуть-чуть. Напротив, если мы не пользуемся нейронными связями, они постепенно угасают и наши навыки слабеют. Вспомните, когда вы занимались спортом, это было легко, но когда у вас возник перерыв в занятиях, вы стало тяжело делать то, что раньше было просто.
5. В продолжение темы угасания и усиление нейронных связей, стоит отметить ошибки. Ошибки точно также угасают и усиливаются в зависимости от того, как часто мы их совершаем. Важно не боятся совершать ошибки и замечать их. Это поможет заметить ваши пробелы и как можно раньше их устранить, пока нейронная связь не усилиться. Вспомните пример с прокрастинацией. Понадобиться время, чтобы старый нейронный путь с ошибкой угас. Лучше его не формировать.
6. Выделите место для учебы. Замечали, что дома учиться или работать сложно. Веет вайбом отдыха и расслабления. Сразу же нет никакого желания что-то делать. У нас есть нейронная связь, что дом – это место отдыха. Важно выделять себе место, которое бы ассоциировалось исключительно с учебой. Никакого обучения в спальне рядом с кроватью. Кровать – это место для сна и им она должна оставаться. Организуйте себе рабочее место так, чтобы оно было рабочим, чтобы вы не отвлекались на посторонние сигналы. По возможности можете уходить учиться вне дома. Например, в библиотеку.
7. Важно, чтобы вас ничего не отвлекало. Есть понятие рабочая память. Когда мы учимся чему-то новому у нас затрачивается объем рабочей памяти. В начале мы используем все наши ресурсы, со временем формируется навык и какие-то вещи мы делаем на автомате и не задумываемся – высвобождается резерв на другие вещи. Пока у нас нет этого резерва, важно, чтобы его не занимали посторонние вещи. Например, телевизор или прослушивание музыки. Мозг тратит ресурс на обработку и этой информации, вместо того, чтобы формировать навыки.
8. Не путайте узнавание с запоминанием. Узнать какую-то информацию и точно ее знать разные вещи. При узнавании у нас еще слабые нейронные дорожки, а при знании информации у нас уже крепкие нейронные связи. Это как тестовый вопрос и вопрос с развернутым ответом. В тестовом вопросе вы можете узнать ответ и его выбрать, но, если бы этот же вопрос подразумевал развернутый ответ, навряд ли бы вы смогли его назвать. Что можно сделать в такой ситуации – самотестирование. Ответьте на вопросы самопроверки. Так вы сможете увидеть свои пробелы.
9 Как еще можно укреплять нейронные связи? Нейронные связи укрепляются, когда мы ими пользуемся, поэтому при удобнейшей возможности старайтесь вспоминать изученную информацию, например, когда едете в автобусе.
Также неплохой способ укрепить нейронные связи – объяснять информацию другим людям. Во-первых, мы вспоминаем информацию – у нас задействуются существующие нейронные связи. Во-вторых, мы ее озвучиваем, что тоже помогает их укрепить. В-третьих, другой человек тоже начинает лучше понимать. В-четвертых, мы можем обнаружить свои пробелы, у нас могут спрашивать вопросы на уточнение и так мы выясняем, что мы еще не знаем и плохо понимаем.
10. Высыпайтесь – информация усваивается, когда мы спим. Новые нейронные связи образуются именно в тот момент, когда мы спим, поэтому важно соблюдать режим сна. Вы можете сколько угодно учить материал, но без качественного сна он на вряд ли хорошо усвоиться, поэтому лучше выспаться перед важным экзаменом, чем учить всю ночь ответы на него.