Найти тему
Заметки зооработника

Случайный антивоспитательный эффект картины "Опять двойка" 🐕

Не знаю как сейчас, а во времена СССР и в девяностые годы смысловой разбор этой картины входил в стандартную школьную программу, поэтому люди старше 30 наверняка помнят ту мысль, которую посредством этой картины учителя пытались донести до учеников.

Двойки – это плохо.
Двойки – это плохо.

Картину с воспитательной целью приводили в пример школьникам, чтобы те усвоили: плохая успеваемость – это плохое настроение мамы, крах ее надежд, веская причина для упреков со стороны родных, самых близких людей, и вообще полный провал в жизни.

По идее, картина должна была оказать вот такой воспитательный эффект: мотивировать каждого ребенка учиться лучше.

Художник Ф. П. Решетников написал эту картину в начале пятидесятых годов прошлого века, в эпоху становления основ прогрессивного Советского государства. Среднее образование в то время стало обязательным и бесплатным, то есть доступным для всех детей.

Взрослые, пройдя тяжелое довоенное время и ВОВ, понимали, что знания – великая ценность, коей следовало дорожить. Оставалось лишь донести это понимание до детей.

А к животным в то время отношение было пренебрежительно-снисходительным. Домашних питомцев любили, но не так как сейчас.

Человек был царем природы, а животные воспринимались как противопоставление ему – существа неразумные, примитивные, "младшие братья". И допустить мысль, что человек равен им хоть в чем-либо, считалось постыдным.

В то же время все было пропитано духом коллективизма. Подрастающий человек должен был ориентироваться на мнение окружающих, оценивать себя через это отношение. А еще он должен был "учиться, учиться и еще раз учиться", чтобы тоже стать достойным членом общества.

Ориентиром для подрастающего человека должны были быть другие люди, их достижения. Никто и подумать не мог, что какому-нибудь человеку (кроме Есенина) вообще может показаться важной какая-то там собака.

Кстати, мальчик с картины похож на Есенина.
Кстати, мальчик с картины похож на Есенина.

Плохо учиться – равно проявлять низкую сознательность. Это означало опуститься на уровень животных, стать таким же никчемным. Сама композиция картины как бы говорит об этом: мальчик-двоечник расположен значительно ниже центра картины, ниже черты, очерченной краем ковра.

На одном уровне с ним изображена как раз лишь собака.

-3

За сестрой-отличницей распахнутая дверь в светлое будущее, и она почти на пороге. А он – рядом с животным.

Это как бы говорит ребенку о том, что если ты не будешь учиться, то люди не примут тебя как равного себе, место твое будет где-то на уровне животных.

Никто тогда не думал, что человек однажды может перестать ориентироваться на других людей, а положительный акцент сместится на животных.

Но в девяностых все начало меняться.

Сейчас в животных люди видят личность, уважают их особенности, все меньше воспринимают их как нечто ниже себя по уровню развития. Понимают, что они не хуже, а просто другие. Авторитеты и жизненные ориентиры перестраиваются, мнение окружающих перестает быть настолько важным для индивида.

Картина со временем приобрела неожиданный "антивоспитательный" эффект

Итак, что мы на ней видим.

Мать смотрит на сына-двоечника с горьким упреком, у нее буквально опустились руки. Он не оправдывает ее ожиданий, а она считает, что он обязан их оправдывать.

-4

Сестра смотрит с осуждением: сама-то она наверняка отличница, и осуждает брата, который то ли не дотягивает до ее уровня, то ли не разделяет ее ценностей (учеба – главное в жизни). В любом случае, она считает себя в праве осуждать его за то, что он другой.

Младший брат и вовсе злорадствует – сегодня ругают старшего брата, а не его. Так тебе! Получи!

В общем, вся семья по отношению к мальчику испытывает негативные эмоции, от которых ему очень плохо. И все это из-за какой-то двойки, циферки на листке бумаги.

Единственный, кто рад мальчику – пёс.

-5

Ему все равно, какие оценки он принес из школы. Ему все равно, чего он добился или не добился в этот день и в этой жизни. Он просто рад, что его обожаемый друг вернулся домой, и теперь они могут пойти погулять и поиграть, заняться любимыми делами, от которых обоим так хорошо и весело. Но он видит, что друг расстроен, переживает из-за этого и пытается утешить.

Какие выводы делает ребенок?

Люди, в том числе члены семьи твоей семьи, будут постоянно чего-то от тебя ждать и требовать, давить на тебя своими эмоциями, чтобы ты изо всех сил стремился оправдать их надежды, исполнить их желания, вместо того чтобы делать то, что тебе по силам и что тебе нравится.

Люди будут тебя ценить лишь за твои достижения.

Безоценочная любовь – это не про людей, это про животных. Собака будет любить тебя просто по факту твоего существования.

Не легче ли прекратить общение с родственниками и вообще ограничить контакты с людьми, как только подрастешь, чем постоянно пребывать в стрессе, ориентируясь на чьи-то чужие желания.

Вероятно, отчасти поэтому фраза "чем большую узнаю людей, тем больше нравятся собаки" стала такой популярной в последние десятилетия.