Владимир Силенков
Новая Земля. Знакомство с краем.
«В холода, в холода От насиженных мест Нас другие зовут города, - (Рогачёво, Белушья Губа), - В холода, в холода…»
Назначение на Новую землю встретил с воодушевлением. После 10 лет пребывания в Венгрии и Прибалтике всё как-то приелось, захотелось новых впечатлений, романтики… На севере не бывал. Интересно было профессионально войти в особую касту полярных лётчиков! Как-то в детстве, в бомбардировочный полк дальней авиации к отцу, по службе, прилетел генерал Водопьянов М.В. Был у нас дома. Большой такой, грузный, в кожаном реглане. Тогда, от отца я перенял глубокое к нему уважение: «Полярный лётчик! Первый Герой Советского Союза!» (На первом месте Полярный лётчик!) Потом читал, рассматривая маршруты лётчиков, восхищался простым, не показным мужеством, ответственностью, желанием помочь. Арктика манила своей загадочностью, чистотой и романтизмом.
После августовской жары в Архангельске, где пришлось ждать рейса самолёта несколько дней, Новая Земля встретила студёной прохладой, сразу пришлось надеть китель и плащ. Вот она, Арктика! Стоянка прилетающих самолётов, КДП (он же аэровокзал), гарнизон, штаб полка ПВО, всё компактно, рядом.
Представился командиру, познакомился с руководящим составом, стал на довольствие, день и кончился. И вот вечером сидим со сменщиком, старшим штурманом полка Валерой Самушковым в его (потом моей) квартире. Культурно так, «НЛ-10 обсуждаем» (Логарифмическая навигационная линейка). Когда приходит Валера Жерноклеев (начальник разведки полка). Присоединится к «обсуждению» отказался и приглашает сходить на рыбалку на озеро Питьевое. (Оно действительно питьевое, снабжало водой оба гарнизона Белушья Губа и Рогачёво.) Валеру Самушкова его предложение не вдохновило, а меня очень! Снабдили меня спиннингом, и мы пошли…
В ту ночь, (белую) мы рыбы не поймали, но первое знакомство с тундрой, её трогательной, удивительной природой состоялось.
Так, вместе с должностью, квартирой и холодильником я получил в наследство и замечательных друзей. Валера Жерноклеев стал мне гидом в пеших походах по тундре, дал мне «вывозную программу», часто с впечатлениями и приключениями. Но прежде о нём самом.
Человек больших размеров, на вид немного грузный, делает всё размеренно, спокойно, а получается быстро! Эрудит, но не разговорчив. Если спросишь, то ответит, как изменится КПД (коэффициент полезного действия) сварочного трансформатора, если его сделать в виде тора. Как будто он об этом только и думал! Фотограф, с большим широкоплёночным фотоаппаратом. Ходил он, медленно переставляя ноги метровыми шагами и за ним надо было поспешать! Помните «Кузьмича» из «Особенностей национальной охоты»? Так вот, «Кузьмич» там показательно ходил длинными шагами, выбрасывая ноги вперёд, чтобы смешнее было. У Валеры походка была естественная. Красиво на него было смотреть со стороны, когда он плавно, как пароход, не делая лишних движений, с большим рюкзаком на плечах, «плывёт» по тундре.
В одном из первых выходов на север от аэродрома, где было много озёр, мы попали под полное солнечное затмение. Мы знать не знали, что оно будет. Но сообразительности хватило понять, что происходит. И на несколько минут тёмная луна полностью закрыло солнце, прямо в «яблочко» попала. А солнце низко, оно большое. И уж точно, в тундре тихо стало. Обычно полярные крачки много кричат. Вообще неприятная птица. Проходишь случайно возле её гнезда, не знаешь об этом, его не видно, хорошо прячет. А крачка залетает вперёд и с расстояния 40 – 50 метров с противным криком атакует! На высоте примерно 1,5 – 2 метра в горизонтальном полёте устремляется прямо в глаза, лоб, уже хочется поднять руки, закрыть от неё лицо, но перед человеком с расстояния 2 – 3 метра она взмывает вверх. Изменишь, направление движения, чтобы от гнезда отойти – не помогает! Куда бы, не пошёл, она снова залетает спереди и выполняет свою «психическую» атаку. Только отмахивайся от неё. Кстати, это единственные птицы, которые на зиму в Антарктику улетают!
Как то поехали мы с ним на берег залива Рогачёва на УАЗике. Уж не помню, на какую-то «рекогносцировку» местности. Понятное дело, кидали спиннинги. В заливе голец брал, крупный, но редко. Доехали до ручья, который с горы Песцовой стекал. Дальше на УАЗе не проехать. Назад решили возвращаться не берегом, как ехали, а напрямик, по тундре. Для этого требовалось въехать на береговой бугор, высотой метров 100, а там недалеко «дорога» на дальний привод идёт. Ну, думаю, если даже в гору застрянем, вниз то, спустимся.
Но на бугор мы въехали успешно и уже расслабились, как машину чуток повело, она плюх, и повисла мостами на камнях, замаскированных мхом. Попытка сдвинуть УАЗик с места ни к чему не привела. Валерий буркнул: «Лагу надо». Повернулся и пошёл в сторону берега, до которого метров 500-600 было. Я ему вдогонку только и успел крикнуть: «Да где ты в тундре бревно возьмёшь»? И стал с водителем долбанный УАЗовский домкрат приспосабливать. А он, под мосты или не лезет, или соскальзывает с камней, за кузов поднять вылета не хватает. В общем, занимаюсь «любимым» делом уже целый час, как вижу, поднимается медленно в гору Валерий с бревном на плечах! Вот везунчик! Может ГТСка какая потеряла? Мы так УАЗик поддели, что он буквально слетел с камней!
«Грёбанная рыбалка» (от слова «грести»).
Решил Валерий показать озеро «Зюса» («Сладкое» в народе). Для этого нужно переплыть залив Рогачёва. Плыть недалеко, километра два, с гаком. Вчетвером, с двумя лодками, машина дежурного звена подвезла нас к заливу. С лёгким попутным ветерком мы одолели водную преграду и радостно высадились на восточный берег. Дальше планировалось идти пешком. Оттащили лодки от воды, и я, перевернув лодку вверх дном, чтобы вылить грязь, воду, слегка бросаю её на землю. А она делает пуффф! Попала на острый камень! Дырка то небольшая, но клеить нечем…
Совещание было грустное, но не долгое. Попробовали вчетвером сесть в лодку – не вариант, потонем. Севернее, в одном километре от места нашей высадки, в заливе виден остров Горбатый. Тут уже и ветерок западный подул, назад против волны грести. Решили его использовать для пересадки, и плыть меньше.
Валерий берёт двоих на борт и отправляется на остров. Затем возвращается за мной, грузом и дырявой лодкой на прицепе. Переход через остров и всё повторяется. Только от острова до берега ещё километр с гаком и хорошей встречной волной. В общем, нормально мы тогда нагреблись. А ещё в гарнизон лодки тащить пришлось, каждая по 20 кг.
На этом, летние попытки преодолевать залив на лодках прекратились. А на зимнюю рыбалку (весной, по льду на лыжах) ходили туда много, 8 – 9 км до него. Хорошее, рыбное озеро.