1,4K подписчиков

Кострома. Возвращение в Чухломские края. Рассказ четвертый: древности костромских лесов - Унорож.

519 прочитали
Огни. Эта чертова линия холодных огней. До которой, мне кажется, мы не доедем никогда. Через приоткрытое окно, в машину врывался теплый ноябрьский ветер.

Огни. Эта чертова линия холодных огней. До которой, мне кажется, мы не доедем никогда. Через приоткрытое окно, в машину врывался теплый ноябрьский ветер.

Да уж, в этом году ноябрь как никогда был теплым. На улице становилось все светлее и светлее. На небе сквозь тучи было "пробито" окно в котором виднелось постепенно затухающие звезды. Сильный ветер гнал это окно навстречу восходящему солнцу. Но небесное окно схлопнулось до того, как солнце показалось бы мне на глаза. Линия холодных огней все еще горела на горизонте. Стало совсем светло, и можно было разглядеть, кому или чему принадлежат эти огни. По карте в той стороне расположилось село Костома, до которого "по-птичке" было чуть больше четырех километров.

Оглавление.

  • Кострома. Возвращение в Чухломские края. Рассказ первый.
  • Кострома. Возвращение в Чухломские края. Рассказ второй
  • Кострома. Возвращение в Чухломские края. Рассказ третий
Огни. Эта чертова линия холодных огней. До которой, мне кажется, мы не доедем никогда. Через приоткрытое окно, в машину врывался теплый ноябрьский ветер.-2

Как обычно встал я раньше всех.

Пока все спали, я снова пошел на разведку - посмотреть, что же там за горка такая страшная. По факту горка оказалась не такой уж и страшной. К тому же по краям росла трава, по которой можно было спокойно спустится, не опасаясь, что тебя потащит на деревья расположенные внизу.

Огни. Эта чертова линия холодных огней. До которой, мне кажется, мы не доедем никогда. Через приоткрытое окно, в машину врывался теплый ноябрьский ветер.-3
Огни. Эта чертова линия холодных огней. До которой, мне кажется, мы не доедем никогда. Через приоткрытое окно, в машину врывался теплый ноябрьский ветер.-4

Вернулся в лагерь, поставил на плитку кипятится воду, а сам начал будить народ. Хватит уже дрыхнуть! И так световой день очень короток, и нам надо было наверстывать упущенное время. Долго мы раскачиваемся - это нехорошо.

Огни. Эта чертова линия холодных огней. До которой, мне кажется, мы не доедем никогда. Через приоткрытое окно, в машину врывался теплый ноябрьский ветер.-5

Пока готовилась еда, было время немного полюбоваться открывающимися видами. Осенью - здесь будет красиво. А еще здесь, наверное, были бы интересные виды с дрона - на долину реки Тебза. Мы стоим на высоком берегу реки. Да, наверное, за тысячи лет река обмелела и прорезала себе нынешнее русло, а по крутым берегам раскинулись многочисленные деревни. Отсюда хорошо видно как на противоположном берегу, на возвышенностях, где нет леса, расположились деревни. Интересно было бы посмотреть на эти места с той стороны, здесь так же было бы видно залысины с домами? За такими мыслями прошел завтрак, сборка лагеря и мы отправляемся в дорогу. До твердой дороги примерно шестьсот метров.

Огни. Эта чертова линия холодных огней. До которой, мне кажется, мы не доедем никогда. Через приоткрытое окно, в машину врывался теплый ноябрьский ветер.-6

С горки спустились спокойно.

Хотя все равно машины подстраховывали стропами, но, на мой взгляд, на этой горке это было действительно лишние. Оставшиеся триста метров проехали без каких-либо проблем.

Огни. Эта чертова линия холодных огней. До которой, мне кажется, мы не доедем никогда. Через приоткрытое окно, в машину врывался теплый ноябрьский ветер.-7
Огни. Эта чертова линия холодных огней. До которой, мне кажется, мы не доедем никогда. Через приоткрытое окно, в машину врывался теплый ноябрьский ветер.-8

Первый и как оказалось последний СУ мы проехали. Эти несчастные 14 километров ехали почти двое суток. Хотя повторюсь - ничего криминального, какого-то лютого бездорожья не было. Но вот так получилось. Получилось, как получилось, мы уже ничего поменять не можем, надо качать колеса и ехать дальше. Единогласно решили, что полевых и лесных дорог в эту поездку на нас хватит, теперь пора впитывать культурную часть. Помчали...

Огни. Эта чертова линия холодных огней. До которой, мне кажется, мы не доедем никогда. Через приоткрытое окно, в машину врывался теплый ноябрьский ветер.-9
Огни. Эта чертова линия холодных огней. До которой, мне кажется, мы не доедем никогда. Через приоткрытое окно, в машину врывался теплый ноябрьский ветер.-10

Унорож

Огни. Эта чертова линия холодных огней. До которой, мне кажется, мы не доедем никогда. Через приоткрытое окно, в машину врывался теплый ноябрьский ветер.-11

Первые люди появились на этих местах в эпоху мезолита (от IX до V тыс. до н. э.), судя по небольшому количеству находок, использовали её в качестве временной стоянки при посещениях местности, по всей видимости, с промысловыми целями.

Огни. Эта чертова линия холодных огней. До которой, мне кажется, мы не доедем никогда. Через приоткрытое окно, в машину врывался теплый ноябрьский ветер.-12

В начале эпохи раннего железного века (VIII-VI века до н. э.) здесь располагается поселение племен так называемой общности сетчатой керамики, к которым на каком-то этапе подселяются племена культуры гребенчато-шнуровой керамики, традиционно связываемые с ананьинской историко-культурной областью.

Наиболее представительным является период традиционно связываемый с так называемой "костромской мерей" , от IX до XI вв. Насколько возможно судить, городище, возникнув в качестве племенного центра финно-угорского населения территорий, прилегавших к Галичскому озеру, становится одним из региональных центров пушной торговли. Об этом свидетельствуют находки предметов импорта из районов от Прибалтики до Прикамья, множества бисера, стеклянные бусы, саманидские дирхемы, абсолютное преобладание костей бобра в остеологических материалах над любыми другими. Любопытно, что население IX века к началу X через некоторое время сменяется также финноязычным, но иным населением - уже вовлеченным в систему международной торговли. Е. А. Рябинин предполагал, что, возможно, уже в первой половине XI века городище могло стать опорным пунктом новгородской колонизации. Также не исключено, связана с вытеснением суздальцами новгородской администрации прослойка сильного пожара, зафиксированная в восточной части в 1988-1989 гг. Возникновение Галича Мерского в XII веке, возможно, обязано этим фактом желанию суздальских князей создать новый административный и военный центр в регионе - альтернативный городищу Унорож. В XII-XIII веках, судя по археологическим материалам, здесь находилось древнерусское селище, с которым связан расположенный здесь же грунтовый могильник. С XIV века на территории городища располагается известный по письменным источникам Благовещенский мужской монастырь, прекративший своё существование лишь в связи с секуляризационными реформами Екатерины II в 1760-х годах. Существует не лишенное оснований предание о том, что именно здесь принял постриг будущий митрополит и святой Русской церкви Иона. В 1814 году на территории бывшего монастыря строится кирпичная Благовещенская церковь - центр прихода для окрестных деревень. На значительной части памятника расположено бывшее приходское кладбище, используемое до сих пор жителями ближайших населенных пунктов.

Огни. Эта чертова линия холодных огней. До которой, мне кажется, мы не доедем никогда. Через приоткрытое окно, в машину врывался теплый ноябрьский ветер.-13
Огни. Эта чертова линия холодных огней. До которой, мне кажется, мы не доедем никогда. Через приоткрытое окно, в машину врывался теплый ноябрьский ветер.-14
Огни. Эта чертова линия холодных огней. До которой, мне кажется, мы не доедем никогда. Через приоткрытое окно, в машину врывался теплый ноябрьский ветер.-15

Село мне понравилось -

колоритная каменная церковь на высоком холме городища, небольшая петляющая речка и самое главное древность места. Хотя сейчас ничего не напоминает об археологических раскопках. Место однозначно стоящие для посещения.

Огни. Эта чертова линия холодных огней. До которой, мне кажется, мы не доедем никогда. Через приоткрытое окно, в машину врывался теплый ноябрьский ветер.-16
Огни. Эта чертова линия холодных огней. До которой, мне кажется, мы не доедем никогда. Через приоткрытое окно, в машину врывался теплый ноябрьский ветер.-17

Прогулялись с Максимом на другую сторону поля, как раз в сам поселок. Я прикинул, что с той стороны должен быть неплохой вид на городище и церковь.

Огни. Эта чертова линия холодных огней. До которой, мне кажется, мы не доедем никогда. Через приоткрытое окно, в машину врывался теплый ноябрьский ветер.-18
Огни. Эта чертова линия холодных огней. До которой, мне кажется, мы не доедем никогда. Через приоткрытое окно, в машину врывался теплый ноябрьский ветер.-19
Панорама кликабельна!
Панорама кликабельна!

Когда мы подъезжали к Унорожу, точнее даже парковались, откуда-то со стороны церкви шло много народу. Я подумал, что столько народу идет из церкви со службы... Когда мы поднимались на городище я заметил что по дороге, как и в Домино, были набросаны еловые ветки... Понятно, только что были похороны... Обрабатывая фотографии, как-то заметил этот кадр... И тогда пришли мне в голову интересные мысли... Население села оно не уменьшилось... Просто в одной его части стало живых меньше, а в другой - мертвых - стало больше... Вот так - жизнь.

Огни. Эта чертова линия холодных огней. До которой, мне кажется, мы не доедем никогда. Через приоткрытое окно, в машину врывался теплый ноябрьский ветер.-21

Время уже полдень, даже немного больше. Еще хотелось посетить пару мест. И как-то за всей этой спешкой, я совершенно забыл про село с красивой каменной церковью, и мы едем в сторону Галича, на заправку, а оттуда быстренько движемся в сторону деревни с таким чудесным названием - Свиньино.

Огни. Эта чертова линия холодных огней. До которой, мне кажется, мы не доедем никогда. Через приоткрытое окно, в машину врывался теплый ноябрьский ветер.-22

Но об этом в следующем рассказе.

#костромская область #унорож #полная чухлома #путешествие на машине #путешествие по россии #заброшенныеместа #Заброшенная церковь