Цифровая Трансформация – основная цель, задача и тема разговоров крупного и среднего бизнеса. Однако из-за присутствия огромного количества мифов, легенд и романтики вокруг цифровизации компании не могут увидеть результатов от своих действий многие годы.
Это проблема не только российских компаний. Nike, Ford, Burberry, Procter & Gamble и многие другие известные транснациональные корпорации показали в ряде проектов в лучшем случае неоднозначные результаты, а иногда – абсолютно ужасные, что приводило к увольнениям, сокращениям и убыткам.
Мы изучили истории провалов, провели интервью с представителями крупного и среднего бизнеса, проанализировали ошибки, вывели ряд закономерностей и в последствии пришли к своему решению. Но об этом в конце.
ТОП 5 мифов, которые стоили миллиарды рублей потерь
1. Для цифровой трансформации нужен только софт и разработчики.
Ни один болид Формулы 1 не приедет первой к финишу без правильного пилота. Каким бы мощным мотор ни был, нужно понимать когда и что делать. То же и с сфотом. Софт – это просто инструмент. Зачастую для цифровой трансформации необходимо полностью пересмотреть свои процессы.
Поэтому на первом месте всегда должно стоять четкое понимание что, для чего и как мы делаем. Более того, необходимо оценить, каких результатов мы ожидаем – обязательно в оцифрованном виде.
2. Искусственный Интеллект решает 90% проблем.
И снова вопрос инструмента. Люди часто переоценивают способности искусственного интеллекта в сложных а то и креативных задачах и сильно недооценивают его способности в более простых операциях. Многие инициативы по внедрению ИИ в компанию не возымели успеха, так как не было четкого видения целей внедрения.
Как правило, самые скучные и неинтересные идеи по применению ИИ – самые прибыльные. Например, сканирование документов и определение их атрибутного состава.
3. Необходимо оцифровать абсолютно все.
Здесь сгорели миллиарды денег. Гиперавтоматизация нужна единицам, для большей части задач хватает цифровизации самых базовых компонентов. Из самых болезненных тем: сбор, хранение и обработка справочников и данных. Очень часто наведение порядка в движении данных приносит львиную долю добавленной стоимости.
Более того, когда предпринимаются попытки резкого старта автоматизации «по всем фронтам», то внимание и ресурсы распыляются на множество задач. Любая автоматизация должна пройти этап ввода в эксплуатацию, где всплывают ошибки, неточности и откровенный брак. Поэтому есть слона необходимо по кусочкам: от самого важного к наименее важному.
4. Для цифровой трансформации необходимо «решение сверху».
К сожалению, этого крайне недостаточно. Процесс цифровой трансформации, особенно в больших компаниях, начинается с информационной подготовки всех сотрудников: от топ менеджеров до клининговых служб.
Руководители часто упускают тот факт, что далеко не все готовы принять изменения: кто-то из страха остаться без работы, кто-то из нежелания потерять положение, кто-то из каких-то личных представлений о прекрасном.
Поэтому перед тем, как начать что-то менять, необходимо подготовить всех участников процесса, плюс, при необходимости, установить новый культурный код команды: культура инноваций и изменений.
5. Самое важное – это видение
Видение – это первичное требование. Однако важнее, все же, исполнение. А для того, чтобы это реализовать, необходима объемная работа по планированию внедрения изменений: начиная от стратегии и дорожной карты, заканчивая новыми регламентами на всех уровнях.
И снова: цифровая трансформация невозможна без активного участия всех участников процесса.
Как избежать этих ловушек
Проведем аналогию со строительством дома. Отсутствие проекта увеличивает стоимость строительных работ минимум на 20 %. С программным обеспечением, веб-сервисами и цифровой трансформацией ситуация абсолютно такая же.
Что же нужно для проекта? Прежде всего, видение.
Всем нашим коллегам и заказчикам мы всегда рекомендуем начать с фазы исследования и только потом переключаться на проектирование систем. Да, это может занять месяц-два-три в зависимости от объема. Но если посмотреть на практику, с которой мы сталкиваемся, цифры ужасают.
Отсутствие исследовательской фазы увеличивает длительность разработки проекта минимум в 1,5 раза!
Поэтому мы рекомендуем прежде всего начинать с исследования рынка, общего анализа предприятия, интервьюирования пользователей и клиентов, составления дорожной карты, подбора метрик для будущего анализа и только потом переходить к формированию проекта.
После создания проекта можно будет перейти к созданию первого прототипа, который будет необходимо максимально быстро проверить на живых пользователях, чтобы понять в правильном ли направлении вы движетесь.
И именно по причине того, что в сегодняшнем мире все решения должны внедряться быстро, мы и разработали свою платформу, которая позволяет командам разработки существенно ускорить разработку продуктов и приложений.
Что придумала наша команда
Мы достаточно плотно работали с компаниями, в которых проблема перехода в новую реальность стояла достаточно остро. На базе этого опыта мы разработали собственную платформу, которая как раз и нацелена на то, чтобы переход с Legacy осуществлялся максимально комфортно и быстро. Разрабатывали изначально для себя, чтобы быстрее выполнять собственные задачи, но мы быстро поняли, что подобный продукт интересен и другим участникам рынка.
Мы поняли, что самое важное сегодня – уметь быстро и предсказуемо разрабатывать новые сервисы, а значит, нужна платформа, которая позволит упростить жизнь разработчикам.
Мы поставили перед собой задачу создать платформу, с помощью которой команды смогут в конвейерном режиме создавать продукты как для внутренних пользователей, так и для внешних.
Мы назвали ее PoDT - Platform of Digital Transformation (Платформа Цифровой Трансформации).
С чего все начиналось: API Gateway
Первое, с чего мы начали, это тот самый «клей», который позволяет объединить старое и новое.
С помощью API Gateway мы научились связывать как модули нашей платформы, так и внутренние и внешние сервисы компании-клиента. На самом деле, именно с этого модуля и начался наш путь к созданию нашей платформы, так как часто у наших клиентов стояла задача как раз объединить Legacy и новые сервисы.
Эволюция платформы
У больших компаний много данных, которые необходимо правильно «складировать», правильно заполнять и регулярно использовать. Часто встречаются дубли в справочниках, неправильное заполнение полей и атрибутов, битые файлы. Поэтому весьма плавно и логично мы разработали свою MDM (систему по управлению мастер-данными) и ECM (система по управлению документами).
Внедрение только этих модулей в ряде кейсов позволяло сэкономить десятки миллионов рублей в год за счет централизации, дедупликации и нормализации данных. Частный кейс: если раньше составление отчетов по поставщикам могло занять несколько месяцев, то с новым модулем это время сократилось до нескольких недель.
Единая точка входа
Большая компания обретает конкурентное преимущество за счет постоянной оптимизации процессов. Например, внутренние данные компании и доступ к ним – весьма чувствительная тема. Поэтому доступ к каждому сервису обычно под паролем. Так как сервисов может быть достаточно много, то весьма неудобно и затратно постоянно вводить пару логин-пароль. Поэтому опять же весьма естественным образом появилась наша IDMка (система по управлению пользователями и правами доступа).
Модуль позволяет полностью настроить все права и доступы вплоть до отдельных атрибутов справочников системы, ну и разумеется – появляется функция единой точки входа (SSO), а значит, пользователю достаточно ввести пароль к своему ПК или ноутбуку, и он автоматически залогинится во всех необходимых сервисах.
Редактор бизнес-процессов (BPM движок)
Ну и конечно, никакая цифровая трансформация невозможна без инструментов автоматизации бизнес процессов.
Построенный на базе Camunda модуль позволяет выстроить все процессы на визуальном уровне и внедрить все стандарты в производство. Можно задать любую логику взаимодействия и последовательности: как простые ручные задачи, так и сложные иерархичные задачи с вложенными алгоритмами.
Вишенка на торте - единый интерфейс
Еще одна приятная особенность платформы в том, что внутренним пользователям не нужно переключаться между компонентами системы, ведь доступ ко всем модулям проводится через единый интерфейс.
Ускоряйте Time-2-Value и Time-2-Market в своей компании
И это все? Разумеется нет. Возможности платформы намного шире. Мы не даем закрытую экосистему, в которой нельзя ничего менять. Задумка платформы в том, чтобы дать максимальную гибкость командам разработки, избавив их от наиболее рутинных и дорогих разработок, таких как MDM, ECM, BPM – и сконцентрировались на самом важном. А самое важное – это быстро и предсказуемо разрабатывать сервисы, которые приносят дополнительную ценность для компании и ее клиентов.