Найти тему

Metallica. Master of Puppets. Батарея запредельной ёмкости

Здравствуйте.

Вожу знакомство с несколькими неприкрытыми, отпетыми и воинствующими фанатами американской группы Metallica (родина - Лос-Анджелес). Они привыкли говорить о её творчестве преимущественно с бешено вращающимися и налитыми кровью глазами и периодически вылетающими частичками слюны изо рта. Меня миновало такое полное поглощение, сам принадлежу скорее к сочувствующим. Во времена появления Master of Puppets в моей жизни подобная музыка не входила в кругозор тринадцатилетнего подростка. Чурался и, как говорится, не предполагал, что так можно. Слушал нечто несколько полегче и помелодичнее, как тогда казалось: более понятных Accept, качающих AC/DC или южных ZZ Top, перемежая пассажами Iron Maiden, военными маршами Manowar и циркулярными пилами W.A.S.P. А Metallica 1986-го совершенно сломала парадигму моего музыкального вкуса, внеся новые правила и добавив красок, явно не пастельно-тёплых тонов. Эти 8 композиций напитали кровь металлическими опилками и установили в голове метроном, работающий в неизвестном дотоле (нареч., книжн. устар.; синонимы - до тех пор, до того времени) ритме. Вторя известной композиции известного же исполнителя, "А я и не знал, Что любовь может быть жестокой, А сердце таким одиноким...". Короче, по-простому, мир стал иным.

Третий студийный альбом группы Metallica записывали на родине Ларса Ульриха, в Дании. Он выпущен 3 марта 1986 года. Только в США продан тиражом более 6 млн. экземпляров. Добрался до 29 места в чарте Billboard. Журналом Rolling Stone размещён на 167-й позиции в списке "500 величайших альбомов всех времён". А ещё по версии того же журнала занял второе место в списке 100 величайших метал-альбомов в истории, уступив лишь "Paranoid" Black Sabbath. Обложка альбома нарисована художником Доном Бротигемом по мотивам концепции самого альбома - манипулирование людьми. Бротигем создал в том числе обложку для книги Стивена Кинга "Противостояние".

1. "Battery". Всё начинается по-доброму, как средневековая баллада о рыцарях и спасённых ими красавицах, но всего секунд через 40 парни начинают убивать свои инструменты на радость слушателю. Бешеные скачки на необъезженных мустангах Дикого Запада с краткими передышками на замену порванных Кирком Хэмметтом струн, покупку новой барабанной установки Ларсу Ульриху или перемотку перегоревшего от напряжения связок Джеймса Хэтфилда микрофона.

2. "Master Of Puppets" - песня, которую Metallica за свою карьеру чаще всего исполняют вживую, всего сыграв ее на концертах более 1500 раз. Считает же кто-то, меня лично такая информация просто забавляет. Да, и ещё один факт. Смех в конце композиции принадлежит участникам группы.

3. "The Thing That Should Not Be". Считается самой тяжёлой композицией альбома. Сюжет песни навеян произведениями Лавкрафта о Ктулху, в частности рассказом "Тень над Иннсмутом", где главный герой борется с потусторонними силами. Согласно замыслу музыкантов, её основной рифф должен передавать рёв чудовища, ползущего к морю. Милейшая параллель.

4. "Welcome Home (Sanitarium)" Казалось бы, вот, всё, передышка. Ща будет медляк. Ага. Не медляк, а бобслей. И в этом бобе-четвёрке сидят наши заокеанские долгоиграющие аккумуляторы. Пристегнитесь, зафиксируйте застёжки шлемов на подбородках до хруста в челюстях - и погнали! Каждый поворот - риск переворота или вылета за пределы трассы. Не зажмуриваться! Только не подведи нас, хрупкий челнок, донеси до финиша. Живыми. И победителями.

На самом же деле песня была вдохновлена романом Кена Кизи "Пролетая над гнездом кукушки" (смотрите видеоверсию с фрагментами из фильма с Джеком Николсоном).

5. "Disposable Heroes" впервые была сыграна живьём во время записи "Master Of Puppets", на единственном концерте Metallica в период работы над пластинкой. Это случилось на фестивале Metal Hammer 14 сентября 1985 года. Её темп равен 220 ударам в минуту.

Рифф этой композиции - словно бензопила, разрушающая сердцевину древних растений подобно мелким жучкам, но у Metallica нет на это времени. Есть всего-то 8 минут, чтобы истереть близлежащие и близстоящие стволы до мельчайшей пыли.

Ещё факт. Альбом в 2015 году стал первой метал-пластинкой, внесенной в Национальный Реестр Библиотеки Конгресса США за свою "культурную, историческую и эстетическую значимость".

6. "Leper Messiah" - это прямая отсылка Metallica к Дэвиду Боуи. Последний упоминает "прокажённого мессию" в текстах песни "Ziggy Stardust". По моим ассоциациям это настоящий марш пионеров-зомби. В драных одеждах, с оборванными бывшими когда-то красными галстуками-тряпками. Они обвисают на цыплячьи груди с тоненьких шеек, которые едва поддерживают хрупкие черепки с пустыми глазницами.

7. "Orion". Эту инструментальную композицию не исполняли вживую на протяжении 20 лет. Одна из её центральных частей (да простят меня истинные ценители) очень напомнила ранние композиции Iron Maiden, в частности Remember Tomorrow из первого альбома британцев.

8. "Damage Inc.". На все экземпляры второго тиража альбома группа попросила наклеить стикеры в качестве насмешки над общественной организацией PMRC, которая требовала, чтобы подобные наклейки были на всех пластинках, где в текстах употребляется нецензурная лексика. На стикере было написано: "Единственный трек, который вы, вероятно, не захотите слушать, это Damage Inc., из-за многократного использования в нём печально известного слова на букву "F". Зато в других песнях вы не услышите никаких других нецензурных слов вроде «s...», «f...», «p...», «m...» или «c...»" (все эти слова на стикере были написаны полностью).

Партия бас-гитары, исполненная Клиффом Бёртоном во вступлении к песне, была написана им под влиянием кантаты Иоганна Себастьяна Баха "Приди, о сладкий смерти час".

И теперь - сам альбом, потрясающий, переполненный энергией, ярчайший представитель трэш-метала, о котором непременно знает каждый любитель музыки, независимо от пристрастий. Даже если это враг ваших ушей, его надо знать в лицо. До встречи.

О других рок-альбомах на этом канале: