Друзья, рад снова приветствовать Вас у себя на канале! Сегодня у нас не менее интересная тема связанная с советскими монетами, а именно о экземплярах с изображением “рабочих профессий”. Наверняка многие из Вас уже рисуют себе образ подобных монет, где запечатлен “крестьянин” или “рабочий на производстве”. В этой статье, мы подробнее ознакомимся с уже давно знакомыми нам экземплярами и узнаем какую историю несут в себе эти монеты. Будет интересно! Погнали!😉
“Нет на свете выше звания, чем рабочий человек”. (строчки из песни Марка Бернеса - Рабочий человек).
Труд в СССР являлся обязанностью и делом чести каждого способного к труду советского гражданина. В советское время о рабочем классе постоянно писали в книгах, газетах, о нем ставились фильмы и писались песни. О рабочих профессиях, также напоминали монеты того периода, которые мы с Вами сегодня рассмотрим.
- Червонец 1923 г.
Первое появление человека труда осуществилось на золотой монете “Червонец” в 1923 году. Сразу, на что обращаешь внимание, так это изображение крестьянина за посевными работами, из-за чего она получила обиходное название “Сеятель”. Впрочем все могло сложиться иначе.
"Червонец" 1923 г.
В одной из газет того времени напечатали статью, где обосновался ввод новой денежной единицы - “златограмм”. По замыслу автора на одной стороне располагался рабочий в фабричной фуражке. В правой руке он сжимал молот, а в левой придерживал мешок с деньгами, что иллюстрировало лозунг “Труд и бережливость”. Конечно же, к официальным эскизным проектам новых денег РСФСР эта фантазия отношения не имела. Хотя для стандартного выпуска почтовых марок выбрали изображение рабочего, крестьянина и красноармейца, созданные Иваном Дмитриевичем Шадром по заказу Гознака. Изначально они предназначались для воспроизведения на банкнотах.
Почтовые марки СССР 1923 г.
В выборе названия, тоже все оказалось непросто. Предлагались различные варианты, в том числе: “Федерал”, “Червонец”, “Целковый” и “Гривна”.
Выражение “Целковый” в народе ассоциировался с рублем. Обозначение “Гривна”, тоже не подходило, так как на Украине при контрреволюционных действиях во время гражданской войны были выпущены украинские “гривны”. Название “Федерал” от слова “Федерация” придумали сотрудники Наркомфина. В результате остановились на названии “Червонец” издавна применявшиеся для обозначения золотых монет.
Технические характеристики советского червонца соответствуют царским монетам номиналом “10 рублей”. Вес - 8,6 гр. (чистого металла 7,742 гр.), диаметр - 22,6 мм., толщина - 1,7 мм. Гурт - вдавленная надпись “1 ЗОЛОТНИК 78,24 ДОЛИ ЧИСТОГО ЗОЛОТА”.
Банкнота "три червонца".
Художественное оформление золотого червонца разработал медальер Антон Федорович Васютинский. За основа он взял “Сеятеля” разработанного И.Д. Шадром, изображение которого не попало на почтовые марки, а сразу очутилось на бумажных червонцах. Васютинский не стал копировать изображение, а переработал его. Изображение крестьянина представилось в полный рост. Также за крестьянским плугом восходит солнце (как символ новой жизни), а справа идет дым из фабричных труб (что говорит о рабочем классе).
За разработку монетного ряда РСФСР Васютинский был награжден почетным званием “Герой труда”. Петроградский монетный двор отчеканил 2 751 000 золотых червонцев. Впоследствии большая часть золотых монет ушла на переплавку.
- 1 рубль 1924 г.
В июле 1923 г. Наркомфин СССР в рамках подготовки выпуска монет, принял решение задействовать художников С.Н. Грузенберга, Е.Е. Лансере, C.В. Чехонина и уже известного нам медальера А.Ф. Васютинского для создания эскизов оформления монет крупных номиналов. Одним из обязательных вариантов являлось совместное изображение крестьянина и рабочего.
1 рубль 1924 г.
Художниками были еще внесены некоторые изменения и на финальном этапе получилось следующее: “Крестьянин в рубашке с открытым воротом и штанах, в высоких сапогах, с опущенным серпом в левой руке, придерживающий правой рукой в засученном рукаве стоящую борону, и рабочий в открытой блузе с открытым воротом и брюках, выпущенных поверх сапог, правой рукой обнимающий крестьянина, а левой в засученном рукаве указывающий на восходящее за холмами солнце с ореолом лучей. Слева за крестьянином колосящееся поле, справа перед холмами фабричное здание с двумя трубами.”
Таким образом на монете впервые появился человек рабочей специальности. Данная композиция рабочего и крестьянина символизировала смычку города с деревней, что было важной особенностью того десятилетия.
- Полтинники 1924 - 1927 гг. (“Молотобоец”)
Прообразом фигуры “молотобойца” считается художественный медальонный барельеф “Геркулес, убивающий трехглавую гидру”, за который Васютинский в 1888 г. удостоился золотой медали I достоинства и званием художника.
Полтинник 1924 г.
Настольная медаль "Геркулес, убивающий трехглавую гидру".
Опять же смычка города с деревней, здесь выражена в том, что рабочий выковывает именно сельскохозяйственное орудие труда. Если слева изображен серп и плуг, олицетворение ручного труда, то немного правее видны шестерни, иллюстрация прихода механической техники, а вместе с этим улучшение условий не простой деревенской работы. Образ кузнеца символичен для тех лет. На наковальне словно обломки царской империи, из которых человек труда создает новое государство.
- Монетный ряд 1931 - 1934 г. (“10, 15, 20 копеек”)
К концу 1920-х годов было принято решение об отмене использования серебра в производстве монет. Полтинники и рубли больше не чеканились, а для старших номиналов с 1931 г. используется недрагоценный медно-никелевый сплав. Трансформируется и оформление монет. На первую позицию выходит рабочий класс, а именно рабочий с молотом.
Монетный ряд 1931 - 1934 г.
Тут уже скорее смысл заключен в обороне советского государства от внешних врагов. На первом плане рабочий с молотом придерживает щит в котором расположился номинал.
Художественная композиция снова была предложена Васютинским. Именно благодаря профессиональным навыкам медальера реверс монеты обретает множество мелких деталей. Отчетливо различимы черты лица рабочего, мускулы на руке, а также линии на спецодежде. Рабочий с молотом и щитом появлялся только до 1934 г.
- 15 копеек 1967 г. (“Рабочий и колхозница”)
В канун юбилея "50 лет Великой Октябрьской социалистической революции", союз рабочего класса и трудового крестьянина снова появляется на монетах.
15 копеек 1967 г.
В номинале 15 копеек юбилейной серии, на реверсе монеты расположилась скульптура Веры Мухиной “Рабочий и колхозница”. Скульптура создавалась для международной выставки в Париже 1937 г., как символ социалистической эпохи. Позднее скульптура установлена у Северного входа в ВДНХ. Монета побывала в кошельке практически у каждого гражданина СССР.
P.S. Друзья спасибо, что дочитали до конца! Надеюсь было интересно! Казалось бы, что после распада Советского Союза, появление на монетах рабочий специальностей утратило свою актуальность. Но и в современной России совсем недавно стали появляться юбилейные монеты с рабочими профессиями. Спасибо и удачи!👍
#забытое #монеты ссср #серебряные монеты #поиск монет #нумизматика #история #советские монеты #редкие монеты ссср #человек труда на монетах #червонец