Найти тему
ЭКОЮРС - Новости

О взыскании ущерба, причиненного водному объекту (реке)

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 января 2022 г. по делу № А13-3042/2021

Суть спора: Административный орган обратился в суд с заявлением к Обществу о взыскании ущерба, причиненного водному объекту (реке).

Решение суда:

Суд первой инстанции частично удовлетворил требования Административного органа.
Суд апелляционной инстанции оставил решение первой инстанции без изменений.

Фабула дела:

В ходе проведения плановой выездной проверки соблюдения требований природоохранного законодательства был выявлен факт нарушения Обществом водоохранного законодательства, установленный на основании измерений и лабораторных анализов. Согласно проведенным анализам, Общество произвело сброс сточных вод через выпуск в реку с превышением установленных нормативов допустимого сброса и лимитов сброса по нефтепродуктам, лигнинсульфоновым кислотам, метанолу, фосфатам.

Административный орган произвел расчет вреда и направил претензию Обществу. Претензия с требованием о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде, оставлена Обществом без ответа, что послужило основанием для обращения в суд.

Правовое обоснование:

1.В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

2.Согласно пункту 19 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ (далее – Водный кодекс РФ) сточные воды – дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.

3.В соответствии с частью 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

4.Согласно частям 1 и 2 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

5.В соответствии с частью 4 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

6.Суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости снижения размера подлежащего взысканию ущерба, исключив расходы Общества на выполнение мероприятий по модернизации канализационных сетей.

7.Согласно требованиям пункта 14 Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства (утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13 апреля 2009 г. № 87) в случае выполнения мероприятий (строительство и/или реконструкция очистных сооружений, систем оборотного и повторного водоснабжения) по предупреждению сверхнормативного или сверхлимитного (при его наличии) сброса вредных (загрязняющих) веществ размер вреда, исчисленный в соответствии с пунктом 11 Методики, уменьшается на величину фактических затрат на выполнение указанных мероприятий в текущем году, осуществленных на момент исчисления размера вреда.

8.Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в плане снижения сбросов согласованным с Административным органом, указана модернизация канализационных сетей (замена ветхих канализационных сетей). Административным органом получена от ответчика информация о выполнении мероприятий по модернизации канализационных сетей с приложением подтверждающих документов.
Исходя из того, что перечисленные мероприятия по существу были направлены на недопущение подобных сбросов в будущем и на ликвидацию последствий вреда причиненному водному объекту, суд правомерно пришел к заключению о необходимости снижения размера взыскиваемого ущерба на суммы затрат, связанных с проведением названных мероприятий.

Резюме суда:

Требование о снижении взыскиваемого ущерба, причиненного водному объекту, на основании проведенных мероприятий, произведенных в рамках плана снижения сбросов, непосредственно направленных на восстановление нарушенного состояния водного объекта и недопущение подобных сбросов в будущем, является правомерным.