Найти в Дзене

Читаем, думаем, играем: гид к третьей "Клементине"

Оглавление

КЛЕМЕНТИНА И РОКОВОЕ ПИСЬМО

Первые два гида можно прочитать тут и тут!

Учителя Клементины, мистера Блеокуппио, выбрали финалистом программы «Приключения для учителей». Клементина чувствует себя обманутой. Если его выберут, он улетит в Египет на археологические раскопки, и его не будет до конца учебного года. Может быть, Клементина может как-то остановить его?

Важные напоминания

Клементина говорит: «Я всегда записываю на руке всё самое важное, чтобы не забыть. Тогда эти напоминалки не теряются, потому что руку-то не потеряешь, она всегда перед носом, не то что клочки бумаги. А кроме того, надписи на руках похожи на татуировки. Вечером по воскресеньям мама меня от них отмывает, и я начинаю всё сначала» (стр. 28).

Учимся писать сочинение

Где вы храните важные напоминания? Составьте список того, что вам нужно запомнить на неделю.

-2

Проблемы с учителем

Клементина не в ладах с учительницей, заменяющей мистера Блеокуппио, миссис Найджел. В то время как другие дети считают миссис Найджел милой, Клементина постоянно с ней спорит и попадает в неприятности.

Маргарет говорит: «Ты, наверно, сама виновата, Клементина, наверное, неправильно себя вела. Как чудик. Ты всегда ведёшь себя как чудик. Лучше на этой неделе просто смотри на Лили и делай всё, как она» (стр. 31).

-3

Вопросы для обсуждения

Какие странные, на ваш взгляд, поступки совершала Клементина? Что она может сделать, чтобы вернуть расположение миссис Найджел?

Что вы думаете о совете Маргарет копировать то, что делает Лили, чтобы не создавать себе проблем?

Учимся писать сочинение

Напишите Клементине письмо с лучшим советом о том, как ладить с учителем, основываясь на вашем собственном опыте и наблюдениях.

Учимся рассказывать истории

На обложке чистого альбома для набросков Клементина пишет: «УПРАВДОМ. Автор ‒ папа». Первое предложение будущей книги звучит так: «Жил да был управдом» (стр. 37).

Папа Клементины продолжает: «Он был сказочно красив и силён, как десять быков» (стр. 48). На протяжении всей повести Клементина её отец попеременно пишут новые предложения, и получается целая история.

Учимся писать сочинение

Вместе со своей группой придумайте свое простое первое предложение. Для интерактивной письменной работы попросите детей предлагать предложения по очереди, а вы записывайте их на бумаге. Или попросите учеников работать в парах, где ученики напишут историю, придумывая предложения друг за другом. А еще они могут принести домой зачины рассказов и написать историю вместе с одним из родителей, бабушкой, дедушкой или старшим братом или сестрой.

Цвета

Клементина отправляется в магазин художественных принадлежностей, чтобы купить тюбик краски для своей мамы — персиковой черной. У Клементины кружится голова от вида всех этих необычных цветов и их красивых названий: кобальт синий, кадмий лимонный, краплак красный, берлинская лазурь.

Художественная подсказка

Какие еще красивые цвета есть в ваших коробках с красками или мелками? Являются ли цвета с самыми красивыми названиями ещё и самыми красивыми цветами? Выберите свои любимые названия и нарисуйте ими картину, чтобы узнать, какие цвета лучше. Если вы используете акварель, смешайте несколько цветов и придумайте для них новые названия.

Гуглим!

Зайдите на сайт https://www.crayola.com/explore-colors/, чтобы узнать, какие ещё бывают цвета и оттенки. А здесь можно посмотреть название любого цвета на русском языке: https://colorscheme.ru/color-names.html

Здесь можно найти и бесплатные раскраски: https://www.crayola.com/featured/free-coloring-pages/

Китайский магазин Иргу

В китайском магазине Иргу Клементина видит угря в аквариуме и понимает, что Иргу ‒ это угри, написанные задом наперёд. А вот так звучит ее имя, если прочитать его с конца ‒ Анитнемелк. (стр.59)

-4

Задание

Напишите свое имя и фамилию задом наперёд и произнесите их вслух.

Колесо цвета

Клементина переставляет мамины тюбики с краской по порядку, чтобы получился большой радужный круг. Чтобы посмотреть и поработать с цветами в цветовом круге, перейдите по ссылке www.ficml.org/jemimap/style/color/wheel.html. Или зайдите сюда https://colorscheme.ru/

Сортируйте большие коробки мелков или карандашей на первичные и вторичные цвета. Используйте это мнемонический приём: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый).

Первичные цвета – красный, синий и жёлтый (придумайте мнемоприём, который поможет запомнить их). Вторичные – те, которые получаются при смешивании первичных. Третичные – те цвета, которые можно получить, смешивая первичные со вторичными.

Неприятности с миссис Найджел

Замещающая учительница миссис Найджел и Клементина по-прежнему не ладят друг с другом. Скучая по своему учителю и по тому, как он её понимал, Клементина думает, что миссис Найджел, должно быть, загипнотизировала остальных ребят, чтобы им понравиться. Мама даёт ей мудрый совет: «Иногда надо понять, в чём дело, и тогда получается всё исправить» (стр. 73).

Вопросы для обсуждения

Как вы думаете, почему миссис Найджел не понимает Клементину? Что она могла бы сделать, чтобы улучшить ситуацию?

Подумайте о сложной личной проблеме, которую вам удалось решить в последнее время. Опишите, как вы решили свою проблему.

Какой хороший совет вы получили и используете в своей жизни?

Задание

Сделайте в классе плакат «Мудрый совет».

Быть счастливчиком

Родители Маргарет в разводе, и когда она узнала, что отец не приедет к ней в гости в этом месяце, она расплакалась. Она считает, что Клементине повезло, а она даже не подозревает об этом, потому что она видит своего отца каждый день. Клементина считает, что Маргарет повезло, потому что приезд отца для нее всегда как отпуск: он не ходит на работу всю неделю, они вместе живут в гостинице и заказывают всякую вкуснятину в номер. В итоге девочки решают, что им обеим повезло, но по-разному.

Учимся писать сочинение

Напишите, как вам повезло в жизни.

-5

Правила миссис Найджел

У Клементины проблемы с миссис Найджел из-за её постоянных замечаний: «Клементина, будь внимательна».

Клементина говорит директору: «У меня не получается понять, какие правила у миссис Найджел. Они не такие, как у моего учителя, и она их не раскрывает, пока я их не нарушу, — а там уже слишком поздно и у меня происходят неприятности. Это несправедливо!» (стр. 92-93). Миссис Рис считает, что Клементине стоит поговорить с миссис Найджел, чтобы она объяснила, как должна быть устроена работа в классе, на ее взгляд.

Театрализация

Как Клементина и миссис Найджел могут разрешить свои разногласия? Проведите ролевую игру. Если дети работают в парах, пусть один играет Клементину, а другой ‒ миссис Найджел.

Пусть они остаются в образе: Клементина рассказывает миссис Найджел о своих проблемах, а миссис Найджел отвечает на них. Объясните парам, что им не следует вступать в драку, они должны выяснить, могут ли как-то решить свои проблемы. Вы можете попросить их поменяться ролями, чтобы каждый мог посопереживать обоим героям. После этого обсудите реакцию каждой пары. (Когда вы перейдёте к главе 11, вы увидите, как Клементина и миссис Найджел решают свои проблемы друг с другом).

Учимся писать сочинение

Каковы правила вашего класса? Совместными усилиями составьте список заявленных и негласных правил.

«Мамификация»

Клементина описывает своему классу в ярких подробностях процесс мумификации в древнем Египте. Детям, для которых это новая информация, покажите научно-популярные книги о мумиях, чтобы они могли узнать больше.

Клементина дарит маме органайзер для художников и отмечает: «Мама открыла глаза и заахала. От восторга у неё не получалось договорить ни одну фразу. Обычно такое бывает, когда она сердится. Но сейчас она радовалась. И на лице у неё всё время было написано “Ах, неужели это не сон?” — и это было так прекрасно, что когда‑нибудь я обязательно нарисую мамин портрет с таким выражением лица» (стр. 105-106). В финале вся семья Клементины вместе с Маргарет и Митчеллом проводит идиллический вечер на крыше: они едят пиццу, смотрят на закат и беседуют.

Учимся рисовать

Нарисуйте сцену из жизни вашей семьи, подумайте о самом счастливом моменте, проведенном вместе. Изобразите всех такими, какими вы хотели бы их помнить всегда.

Лазерный взгляд

Клементина использует свой чрезвычайно эффективный лазерный взгляд, чтобы убедить Митчелла и Маргарет одолжить ей денег, на покупку шикарного органайзера для художников в подарок маме.

А когда ее учитель, мистер Блеокуппио, просит её выйти и прочитать вслух её ужасное письмо перед всеми, Клементина смотрит на него лазерным взглядом, но он смотрит на нее в ответ таким же. Нет ничего сильнее лазерного взгляда, да ещё учительского, так что Клементине приходится подчиниться.

Деятельность

Что это за особые взгляды, которые использует Клементина? Придумайте описание того, когда можно использовать такой трюк. Разбейтесь на пары и продемонстрируйте партнеру, может выглядеть лазерный взгляд.

#гид по книге