Найти тему

КНИГА МАЛА, ДА УМА ПРИДАЛА

Как привить ребёнку любовь к чтению, как научить его творчески мыслить? Эти вопросы задают себе многие родители. Кажется, ответ прост – собственным примером. Но все не так просто. С удовольствием поделюсь опытом, как на обычных занятиях дополнительного образования использовать возможность приобщения детей к чтению.

В современном мире всё быстро меняется. Меняются взгляды, общество, интернет и телевидение приходят на первое место. В лучшем случае, родители просто не успевают подать этот самый пример, потому что с утра до вечера проводят время на работе, чтобы обеспечить семью. Но есть и такие родители, которые выросли в условиях уже другого общества, вытесняющего книги все больше и дальше, такие люди искренне не понимают, зачем нужно вообще читать, ведь вся информация ребёнку доступно поступает через мультики, компьютерные игры, фильмы и общение по телефону. Выходит, о каком собственном примере может идти речь? А ведь книга – это не только источник информации. Маленькому человеку необходимо чтение. Сначала, пока ребенок не умеет читать, ему читают взрослые. Ребёнок учится слушать. Подрастая, он учится читать самостоятельно. С чтением развивается не только кругозор ребёнка, но и словарный запас, тренируется память, воображение. Ребёнок учится сравнивать, анализировать, самостоятельно устанавливать причинно-следственную связь, понимать, где добро, где зло. Читая правильный текст, ребёнок познаёт родной язык и грамоту.

Пару лет назад среди ребятишек, посещающих детское объединение, которым я руководила, было проведено занятие на тему «Моя любимая книга». Выяснилось, что книг-то любимых у детей нет, потому что они их не читают, а свободное от занятий в школе, кружках, секциях время дети проводят за компьютером или телевизором. Устный опрос показал, что из 50 детей, на тот момент занимающихся у меня, регулярно и добровольно проводят время за чтением книг только восемь детей, еще троих заставляют читать родители, остальные читают по необходимости (в школе, или, выполняя домашнее задание), но читать не любят.

Так как я занимаюсь с детьми лепкой из пластических материалов (глина, пластилин, соленое тесто, полимерная глина), я решила попробовать на занятиях создавать героев разных произведений в технике лепки. Конечно же, начать я решила с собственного примера. В качестве образцов мной были изготовлены куклы. Произведения для этого я выбирала очень тщательно, стараясь, чтобы присутствовало еще и этнокультурное направление, которым я была увлечена в тот момент. То есть для изготовления кукол были взяты литературные произведения народов или о народах, наиболее населяющих Томскую область, в которой мы проживаем. По численности проживающих народов в Томской области, на первом месте – русские, на втором – татары, на третьем – украинцы, на четвертом – немцы, на пятом – белорусы. Плюс ко всему мне захотелось включить в этот список селькупов - коренной малочисленный народ Севера и Сибири. По каждому народному произведению я изготовила куклу из полимерной глины, на проволочном каркасе, одежду сшила из ткани. Куклы, конечно, вызвали большой интерес у ребятишек. Все произведения, по которым были сделаны мои куклы, мы прочитали на занятиях. Неожиданно много было вопросов, ребята с интересом сравнивали героев с получившимися куклами. Кто-то находил сходство, а кто-то высказывал свои пожелания и предложения о том, как можно было сделать по-другому. Отсюда и началась работа по лепке героев литературных произведений. Это был небольшой проект внутри коллектива, благодаря которому была изменена моя образовательная программа.

Кукла по селькупской сказке.
Кукла по селькупской сказке.

Приведу пример занятий по народным сказкам в младшей группе. Возраст обучающихся 5-7 лет. По итогам домашнего задания, (дети должны были вспомнить народные сказки), было выбрано несколько сказок: «Три медведя», «Лисичка со скалочкой», «Волк и семеро козлят», «Вершки и корешки», «Три поросенка» в обработке С.Михалкова. Каждую сказку, прочитав, мы театрализовали. Желающим раздавались роли, и мы устраивали маленькое представление. Затем приступили к лепке героев, каждый ребенок лепил «свою сказку», кто-то лепил одного героя, а некоторые ребята объединились в группу, слепив сразу «всю сказку». В конце занятий была проведена выставка лучших работ. Такой способ организации занятий позволил не только заинтересовать ребят чтением, но и приобщить их к самостоятельной деятельности (выбор сказки и героя), а также взаимодействовать в команде (совместная лепка) и преодолеть стеснение (театрализация сказок).

Детская работа. По сказке "Волк и семеро козлят"
Детская работа. По сказке "Волк и семеро козлят"
Детская работа. По сказке Три медведя"
Детская работа. По сказке Три медведя"
Детская работа. По сказке "Маша и Медведь"
Детская работа. По сказке "Маша и Медведь"
Детская работа. По сказке "Лисичка со скалочкой"
Детская работа. По сказке "Лисичка со скалочкой"

Сейчас в моей образовательной программе «Чудо-лепка» многие темы связаны с литературными произведениями. Для каждого занятия произведение я выбираю индивидуально, с учетом времени года, предстоящих праздников, возрастной категории обучающихся. Каждое произведение на занятии читаем всей группой, по возможности по ролям, иногда находятся желающие сегодня почитать вслух. Затем начинается самое интересное – анализ произведения. Это тоже коллективная работа, обучающиеся вслух рассуждают о героях, определяют их положительные и отрицательные качества, рассказывают, кто из героев им понравился больше или меньше. Далее ребятам предлагается выбрать понравившегося героя, изобразить его сначала на листе бумаги, и только потом они приступают к лепке. За одно занятие получается целая выставка героев сказки или рассказа. Персонажи получаются разные, но каждый, отчасти, с характером ребенка. Ведь после размышления, рисунка, лепки, ребенок настолько глубоко погружается в прочитанное, что персонажи получаются исключительно авторские.

Писатели, чьи произведения включены в мою образовательную программу «Чудо-лепка», а также рекомендованы мной для реализации детьми собственных творческих проектов:

К.Чуковский, И.Крылов, К.Паустовский, Г.Скребицкий, К.Ушинский, В.Бианки, М.Пришвин, Н.Сладков, Н.Носов, В.Осеева, В.Катаев, Э.Мошковская, С.Маршак, С.Михалков, А.Пушкин, Е.Шварц, В.Берестов. И, конечно же, народные сказки.

Многие ребята самостоятельно дома подбирают книги, приносят их на занятия с предложением почитать и слепить персонажей, а есть такие, кто занимается лепкой дома, а на занятиях знакомит остальных с книжкой, по которой он лепил героев.

Вот так, разные направления деятельности объединились в моей программе под девизом чтения. Наверное, нельзя надеяться, что благодаря моим занятиям все дети полюбят читать. Но с уверенностью могу сказать, что в ходе реализации таких занятий, заметно меняется отношение обучающихся к чтению и, возможно, этих «читающих» детей ждет совсем другое будущее.