Как привить ребёнку любовь к чтению, как научить его творчески мыслить? Эти вопросы задают себе многие родители. Кажется, ответ прост – собственным примером. Но все не так просто. С удовольствием поделюсь опытом, как на обычных занятиях дополнительного образования использовать возможность приобщения детей к чтению.
В современном мире всё быстро меняется. Меняются взгляды, общество, интернет и телевидение приходят на первое место. В лучшем случае, родители просто не успевают подать этот самый пример, потому что с утра до вечера проводят время на работе, чтобы обеспечить семью. Но есть и такие родители, которые выросли в условиях уже другого общества, вытесняющего книги все больше и дальше, такие люди искренне не понимают, зачем нужно вообще читать, ведь вся информация ребёнку доступно поступает через мультики, компьютерные игры, фильмы и общение по телефону. Выходит, о каком собственном примере может идти речь? А ведь книга – это не только источник информации. Маленькому человеку необходимо чтение. Сначала, пока ребенок не умеет читать, ему читают взрослые. Ребёнок учится слушать. Подрастая, он учится читать самостоятельно. С чтением развивается не только кругозор ребёнка, но и словарный запас, тренируется память, воображение. Ребёнок учится сравнивать, анализировать, самостоятельно устанавливать причинно-следственную связь, понимать, где добро, где зло. Читая правильный текст, ребёнок познаёт родной язык и грамоту.
Пару лет назад среди ребятишек, посещающих детское объединение, которым я руководила, было проведено занятие на тему «Моя любимая книга». Выяснилось, что книг-то любимых у детей нет, потому что они их не читают, а свободное от занятий в школе, кружках, секциях время дети проводят за компьютером или телевизором. Устный опрос показал, что из 50 детей, на тот момент занимающихся у меня, регулярно и добровольно проводят время за чтением книг только восемь детей, еще троих заставляют читать родители, остальные читают по необходимости (в школе, или, выполняя домашнее задание), но читать не любят.
Так как я занимаюсь с детьми лепкой из пластических материалов (глина, пластилин, соленое тесто, полимерная глина), я решила попробовать на занятиях создавать героев разных произведений в технике лепки. Конечно же, начать я решила с собственного примера. В качестве образцов мной были изготовлены куклы. Произведения для этого я выбирала очень тщательно, стараясь, чтобы присутствовало еще и этнокультурное направление, которым я была увлечена в тот момент. То есть для изготовления кукол были взяты литературные произведения народов или о народах, наиболее населяющих Томскую область, в которой мы проживаем. По численности проживающих народов в Томской области, на первом месте – русские, на втором – татары, на третьем – украинцы, на четвертом – немцы, на пятом – белорусы. Плюс ко всему мне захотелось включить в этот список селькупов - коренной малочисленный народ Севера и Сибири. По каждому народному произведению я изготовила куклу из полимерной глины, на проволочном каркасе, одежду сшила из ткани. Куклы, конечно, вызвали большой интерес у ребятишек. Все произведения, по которым были сделаны мои куклы, мы прочитали на занятиях. Неожиданно много было вопросов, ребята с интересом сравнивали героев с получившимися куклами. Кто-то находил сходство, а кто-то высказывал свои пожелания и предложения о том, как можно было сделать по-другому. Отсюда и началась работа по лепке героев литературных произведений. Это был небольшой проект внутри коллектива, благодаря которому была изменена моя образовательная программа.
Приведу пример занятий по народным сказкам в младшей группе. Возраст обучающихся 5-7 лет. По итогам домашнего задания, (дети должны были вспомнить народные сказки), было выбрано несколько сказок: «Три медведя», «Лисичка со скалочкой», «Волк и семеро козлят», «Вершки и корешки», «Три поросенка» в обработке С.Михалкова. Каждую сказку, прочитав, мы театрализовали. Желающим раздавались роли, и мы устраивали маленькое представление. Затем приступили к лепке героев, каждый ребенок лепил «свою сказку», кто-то лепил одного героя, а некоторые ребята объединились в группу, слепив сразу «всю сказку». В конце занятий была проведена выставка лучших работ. Такой способ организации занятий позволил не только заинтересовать ребят чтением, но и приобщить их к самостоятельной деятельности (выбор сказки и героя), а также взаимодействовать в команде (совместная лепка) и преодолеть стеснение (театрализация сказок).
Сейчас в моей образовательной программе «Чудо-лепка» многие темы связаны с литературными произведениями. Для каждого занятия произведение я выбираю индивидуально, с учетом времени года, предстоящих праздников, возрастной категории обучающихся. Каждое произведение на занятии читаем всей группой, по возможности по ролям, иногда находятся желающие сегодня почитать вслух. Затем начинается самое интересное – анализ произведения. Это тоже коллективная работа, обучающиеся вслух рассуждают о героях, определяют их положительные и отрицательные качества, рассказывают, кто из героев им понравился больше или меньше. Далее ребятам предлагается выбрать понравившегося героя, изобразить его сначала на листе бумаги, и только потом они приступают к лепке. За одно занятие получается целая выставка героев сказки или рассказа. Персонажи получаются разные, но каждый, отчасти, с характером ребенка. Ведь после размышления, рисунка, лепки, ребенок настолько глубоко погружается в прочитанное, что персонажи получаются исключительно авторские.
Писатели, чьи произведения включены в мою образовательную программу «Чудо-лепка», а также рекомендованы мной для реализации детьми собственных творческих проектов:
К.Чуковский, И.Крылов, К.Паустовский, Г.Скребицкий, К.Ушинский, В.Бианки, М.Пришвин, Н.Сладков, Н.Носов, В.Осеева, В.Катаев, Э.Мошковская, С.Маршак, С.Михалков, А.Пушкин, Е.Шварц, В.Берестов. И, конечно же, народные сказки.
Многие ребята самостоятельно дома подбирают книги, приносят их на занятия с предложением почитать и слепить персонажей, а есть такие, кто занимается лепкой дома, а на занятиях знакомит остальных с книжкой, по которой он лепил героев.
Вот так, разные направления деятельности объединились в моей программе под девизом чтения. Наверное, нельзя надеяться, что благодаря моим занятиям все дети полюбят читать. Но с уверенностью могу сказать, что в ходе реализации таких занятий, заметно меняется отношение обучающихся к чтению и, возможно, этих «читающих» детей ждет совсем другое будущее.