Найти тему
Mitya

ИССЛЕДОВАНИЯ ПО УМЕНЬШЕНИЮ ТРЕВОЖНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ МЕДИТАЦИИ

Согласно психологии йоги, тревожность возникает из-за привязанности. Поскольку медитация — это процесс уменьшения привязанности к мыслям и объектам, можно ожидать, что люди, занимающиеся медитацией, по крайней мере временно, продемонстрируют некоторое снижение беспокойства. Фактически, недавние исследования людей, когда они мысленно вспоминают мантру, «демонстрируют набор физиологических реакций, которые соответствуют тому, что обычно считается состоянием отсутствия беспокойства»: потоотделение уменьшается, дыхание замедляется, и, хотя используется меньше кислорода, уменьшение количества метаболических отходов в крови.

В йоге многократное вспоминание (мысленное повторение) мантры называется джапа-йогой. Одна из версий этого метода, ставшая популярной в Америке, называется «Трансцендентальная медитация». Это стало достаточно распространенным явлением, чтобы можно было статистически оценить его эффекты, что обычно невозможно при использовании более продвинутых и сложных медитативных техник: «Использование мантры — это небольшая часть более всеобъемлющей системы раджа-йоги». Поскольку Трансцендентальная Медитация на самом деле не является исключительным или уникальным методом, мы ожидаем, что результаты исследований по ней можно будет обобщить на Практику мантра-медитации новичками во всей традиции йоги.

График мозговых волн показывает увеличение альфа-активности, что связано со спокойствием. Также в некоторых случаях наблюдалось появление тета-активности на ЭЭГ. Эта тета-активность предполагает достижение состояния, в котором преобладают мечтательность и образность. Это говорит о том, что начинает проявляться состояние сознания за пределами обычного уровня эго! Психофизиологические изменения, вызванные медитацией, кажутся противоположными наблюдаемым при реакции «бей или беги». Эта «тревожная» реакция похожа на то, что можно наблюдать при тревожных синдромах или психосоматических расстройствах. Была выдвинута гипотеза, что практика медитации будет полезна для уменьшения таких реакций. Чтобы проверить это, тридцать медитирующих и тридцать не медитирующих были искусственно помещены в ситуацию вызывающую тревогу, показывая им фильм, в котором ярко изображались несчастные случаи с нанесением увечий. Физиологические и психологические измерения показали, что когда испытуемые медитировали перед показом фильма, они быстрее возвращались в менее эмоционально возбужденное состояние после просмотра несчастных случаев.

Те, кто были опытными медитаторами, также реагировали на угрозу с меньшей субъективной тревогой. Они, казалось, предвидели и адаптировались к стрессу лучше, чем те, кто не медитировал. В другом исследовании с использованием дыхания, а не мантры в качестве объекта концентрации, двадцать шесть детей в третьем классе школы в неблагополучном городском районе обучались медитации и практиковались два раза в неделю в течение восемнадцати недель. По сравнению с теми, кто не занимается медитацией, медитирующие были «менее тревожными при тестировании, что измеряется Детской шкалой тревожности при тестах». Исследователь предполагает, что они, возможно, достигли этого, «сместив внимание с ожидаемой опасности, связанной с неудачами в результатах, на ежеминутный поток продолжающегося… опыта».

Медитация также, по-видимому, имеет определенные эффекты, которые сохраняются дольше. Некоторые из этих изменений аналогичны описанным ранее у тех студентов, которые обучались тета-генерации посредством биологической обратной связи. Было обнаружено, что люди, практикующие мантра-медитацию, проявляют признаки большей интеграции в свою жизненную деятельность. Например, в одном исследовании сообщается, что восемьдесят три процента большой группы наркоманов, практикующих этот вид медитации, отказались от наркотиков. Испытуемые давали такие комментарии, как: «Все аспекты моей жизни стали лучше: в школе, на работе, в моей межличностной жизни — во всем».

В другом исследовательском проекте сравнивали 138 опытных медитаторов, 59 человек, собиравшихся начать медитацию, и 39 человек, не занимающихся медитацией. Было обнаружено, что, помимо «значительно меньшего употребления всех наркотиков, включая алкоголь, сигареты и даже кофе… медитаторы сообщали об общем увеличении положительных состояний настроения и… они жили менее напряженным, более регулярным образом жизни, чем типичные американцы». В другом месте психологического тестирования для измерения «самореализации» было проведено в группе из пятнадцати студентов до и после двух месяцев «трансцендентальной медитации» (медитации с мантрами). В отличие от контрольной группы они показали статистически значимые изменения в сторону повышения самоактуализации по широко используемому личностному опроснику. Медитирующие набрали более высокие баллы по шкалам, измеряющим «внутреннюю направленность», «спонтанность», «принятие» и «уважение к себе». Последующие исследования, как правило, подтверждали и повторяли эти выводы.

Исследование студентов, которые учились на консультантов, также показывает, что самореализация увеличивается с практикой дзен-медитации. Консультанты, которые практиковали медитацию в течение четырех недель, также значительно улучшили свои эмпатические способности. Экспериментатор заключает, что практика медитации «обладает гораздо большим потенциалом для личностного роста… чем мы предполагали ранее».

Некоторые из этих исследований, взятые по отдельности, имеют неадекватные экспериментальные и контрольные ситуации или используют сомнительные параметры для тестирования, которые они призваны замерять. Явно необходимо повторение с лучшей проработкой исследования. Вопрос о том, в какой степени вхождение в новую систему ценностей и в какой степени реальная практика медитации способствует отмеченным эффектам, не был должным образом исследован. Однако в целом результаты этих исследований удивительно согласуются. Они предполагают, что даже у относительно неопытных людей медитация вызывает состояние спокойствия, что выражается в уменьшении возбуждения, появлении альфа-волн и тенденции к личностному росту.