В наши дни навряд ли есть любители рок музыки, которые ни разу не слышали про пост-панк. На протяжении десятилетий он будоражил умы меломанов, то восходя в зенит, то уезжая в закат. Уверен, многие наслышаны и о таком явлении, как пост-панк ривайвл- в начале 00-х направление возвращалось к жизни после десятилетнего застоя. Interpol, Arctic Monkeys, The Strokes, Franz Ferdinand- эти группы заставили мир снова говорить о пост-панке.
Сегодня же мы можем наблюдать за созданием новой главы в летописи любимого многими жанра. Об этом мало говорят, но за последние лет так 5 на горизонте замаячила целая армада пост-панк коллективов. Очередная новая волна регулярно приносит большие релизы, которые высоко оцениваются как критиками, так и постоянно растущей фанбазой.
Но главное здесь даже не колличество- большую часть исполнителей современного пост-панка объединяет качественно новое звучание, свежий подход, все те черты, что выделяли флагманов жанра в его золотые годы. Ускоренное появление новых групп, как и общая для них тенденция к новаторству рождают повод говорить о новой волне пост-панка, отдельно стоящей сцене.
Что за зверь такой, этот ваш брекзиткор?
Музыкальные издательства все чаще обращают внимание на это негласно существующее течение, а в музыкальном сообществе все чаще начинает светиться его рабочее название- post-brexit punk. Большинство представителей этого направления появляются в Великобритании- история в этом смысле как никогда циклична. В эпоху своего расцвета пост-панк гремел по большей части на островах- Public Image Ltd., The Fall, Gang of Four, Wire.. Теперь же их соотечественники разрушают привычные представления о звучании жанра, подобно легендарным группам 80-х.
И эта склонность к новаторству не может не радовать. В свое время пост-панк тем и отличился, что выступил альтернативой панк-року, его прямолинейному посылу и упрощённо у звучанию. Но в итоге он все же примкнул к тем, с кем обещал бороться.. Уже как минимум дважды, в середине 90-х и в начале 10-х, пост-панк утопал в своих же стандартах, представлениях о том, как должен он звучать. Надо ли говорить, что такая стагнация губительна для любого направления, а для необузданного панка-бунтаря это и вовсе кошмар наяву.
Не по вкусу вкусно, но по сути..
Тем лучше, что жанр непрерывно обновляется на данный момент. Многие пост-панк исполнители уходят от привычного звучания настолько далеко, что их причисляют в том числе и к арт-панку. Использование элементов мат-рока, пост-хардкора, нойза и индастриала меняют исходную форму, но по сути своей эта музыка так и остаётся старым добрым пост-панком- новатором, обьединяющим экспериментальность краут-рока с грязью панк-рока.
Поэтому не стоит пугаться такой непонятной на первый взгляд музыки, ведь со временем все встанет на свои места. Пост-панк всегда славился тем, что его границы достаточно размыты, а любые попытки его охарактеризовать выливаются в довольно условные определения.
Собственно, в подборке ниже будут находиться группы с довольно разным звучанием, но объединенные все же своеобразным виденьем- приготовьтесь удивляться. Начну я все таки, для удобства, с чуть более консервативных коллективов, закончу же на наиболее авангардных.
Пост-панк перерожденный
Первым в списке числится Fontaines D. C.- группа из Дублина, которая взорвала сцену своим дебютником- Dogrel. Помимо запоминающихся мелодий, альбом продемонстрировал уровень высокий сторителинга- приломление пост-панк наследия призмой идентичности современного ирландца.
Ещё один дублинский коллектив- The Murder Capital отличается ещё более проработанными текстами песен, отдающими английской поэзией и наполненные драмой. Тем не менее налет интеллигентного достоинства переплетается здесь и с остроумным социальным комментарием.
Уроженцы Лондона- shame врезаются в память своим шикарным вокалом и атональными гитарами. Их лирика, полная крови, мужества и грязи остаётся все же достаточно умной, для того чтобы выходить за пределы своей первозданной ярости. Их песни уже немного начинают отдавать инди, но лишь музыкально, при этом некоторый оттенок форматности вовсе не отменяет неуправляемую силу shame.
Далее по списку следуют Idles- сумасшедшая группа, использующая уже и нойз, и пост-хардкор в своих треках. Их брутальная злость и витальная энергия вырываются рычащим голосом политического протеста. Появились они чуть раньше, чем вышеупомянутые коллективы, но большую известность получили с выходом второго альбома- Joy as an Act of Resistance. Его смелые аудио находки бьют в цель, и никак не мешают при этом пластинке быть одним из главных панк релизов десятилетия.
Продолжает подборку ноттингемский коллектив, Do Nothing. Они выпустили 2 небольших EP и не успели набрать большую популярность, но их творчество уже радует нестандартной подачей и заметными заездами на территорию арт-панка. В отличие от их ориентированных на риффы коллег, Do Nothing предпочитают эклектичный звук, широко охватывающий свои жанровые корни.
Заглянем из дождливого UK в не менее пасмурную Данию- здесь Viagra Boys смешивают нервозный саксофон с типичным для жанра гитарным массивом. Вместе с индастриал эффектами это сочетание рождает грязную, тяжёлую, но крайне объёмную текстуру звука. Лирика коллектива соответствует этому болезненному безумию- будни маргинального отброса, сопровождаемые зависимостями, фетишами, размышлениями о любви и смерти. Это черная комедия, полная адреналина зарисовка современной бытности- настоящий рок-н-ролл.
Перейдем к группам, в звучании которых уже довольно сложно разглядеть привычные черты пост-панка. Австралийская группа, Tropical Fuck Storm использует огромное колличество арт элементов в своей музыке, превращая композиции в живописные пассажи звука, такие же яркие и кислотные, как и их обложки.
Вернёмся в туманную Англию, к следующей группе списка, Squid. Здесь мы встретим как нарочитый выпендрёж и экспериментальный рок, так и родное пост-панк ядро композиций. Группа хороша тем, что на фоне монотонных, привычных для жанра ритмов они умудряются выдавать довольно красочные аранжировки и вокальные партии. Звучит это все правда, как продукт нездорового ума, отражение несогласованности и алогичности в жизни современного обывателя- словом, очень по пост-панковски.
Закрывает же эту подборку black midi- группа, уже максимально далёкая от классического пост-панка. Использование многочисленных инструментов, виртуозная игра, полиритмы и комплексность композиции- звучат black midi как хулиганы из консерватории- очень академично, но крайне авангардно.
В наши дни пост-панк только продолжает развиваться, в 2022 выходит немалое число работ, музыканты собирают большие залы и кто знает, сколько ещё новых участников родит эта сцена. Сейчас хочется только верить в будущее гитарной музыки и наслаждаться ее свежим дыханием.
#музыка