В 2008 году Tesla на примере Roadster показала миру преимущество электромотора над двигателем внутреннего сгорания (далее - ДВС). Лучший разгон до 100 км/час, экологичный, бесшумный, более легкий и дешевый, способный к торможению двигателем и рекуперации, не требующий сложной системы сцепления и передач, а также масел и фильтров. Однако, батарея электромобиля тогда существенно проигрывала бензобаку по скорости заряда и запасу хода. Поэтому никто из автогигантов не воспринял вызов Tesla всерьёз.
В 2012 году компания Илона Маска совершила настоящую революцию в автомобилестроении, сконструировав оригинальную архитектуру электромобиля для Model S. Батарея была размещена под полом на всю площадь днища, что позволило не только увеличить ёмкость аккумулятора, но и перенести центр тяжести равномерно вниз. Это снизило риск опрокидывания и улучшило управляемость автомобиля. В свою очередь, электромоторы были установлены непосредственно на осях, что высвободило подкапотное пространство под второй багажник, который к тому же оказался более безопасным при лобовом столкновении, так как он лучше поглощает энергию удара, чем чугунно-стальной двигатель. В итоге электрокар превзошел авто с ДВС и гибриды не только электродвигателем, но и безопасностью, вместительностью и управляемостью. Однако, высокая цена электромобиля и недостатки батареи продолжали отпугивать автопроизводителей.
И лишь в 2016 году, ещё за год до того, как Индия и Китай, а также ряд стран Европы и штатов США, объявили о полном отказе от ДВС к 2030 году, произошло событие, которое перевернуло весь рынок. Всем участникам стало, очевидно, что конечная цель Tesla - это не лидерство в продажах электромобилей, а планы куда более масштабные. Тогда Илон Маск объявил о разработке технологии полностью автономного вождения и создании роботакси. В крупных городах будет таксовать собственный беспилотный парк Tesla, а в пригородах и на шоссе - автомобили, принадлежащие клиентам Tesla. У последних появится возможность пассивного заработка до 70% от выручки беспилотного такси. При этом, благодаря программам лизинга от Tesla и доходам от сдачи автомобиля службе такси, стоимость владения Model 3 вообще сводится к нулю. Кроме того, Илон Маск намекнул, что через несколько лет вождение автомобилей человеком будет запрещено из соображений безопасности. Таким образом, автогигантам стало очевидно, что ключевым фактором успеха на автомобильном рынке является не столько электромобиль, сколько автопилот.
Илон Маск ещё в 2016 году поставил цель создать автопилот в 10 раз безопаснее человека. Для её реализации компания выбрала самую сложную технологию среди автопилотов - создание нейросети с компьютерным зрением. Все автомобили Tesla, проданные с 2016 года, а это около 2 миллионов машин, передают суперкомпьютеру Tesla информацию со всех своих камер, датчиков и рулевой колонки, необходимую для обучения нейросети распознаванию объектов и принятию оптимальных решений. При этом, автогиганты не имеют обратной связи от проданных автомобилей и аутсорсят 100% программного обеспечения. В связи с чем, их разработчики вынуждены обучать ИИ навыкам вождения на основе компьютерных симуляций, что менее безопасно. А те, кто сделал ставку на лидарах или GPS-навигации вообще могут остаться не у дел из-за отсутствия способности спрогнозировать дорожную ситуацию.
Таким образом, чтобы догнать Tesla автогигантам необходимо минимум 5 лет, существенные инвестиции и хорошие продажи электромобилей для качественного обучения нейросетей. Преимущество во времени и высоко задранная технологическая плана предоставляет Илону Маску возможность завоевать не только мировой рынок такси. Полностью автономное вождение легко масштабируется и с успехом может применяться в пассажирских, грузовых, морских и авиа перевозках. Таким образом, Tesla имеет потенциал подчинить всю транспортную систему мира. Кстати, Илон Маск финансирует стартап по разработке пневматического поезда Hyperloop, что подтверждает его интерес к отрасли.
Однако, даже те автогиганты, которые не хуже Tesla обучат свою нейросеть компьютерному зрению могут столкнуться с мировым дефицитом полупроводников и аккумуляторных батарей, который преследует автопроизводителей с середины 2020 года. А для его преодоления необходимо собственное производство указанных компонентов, которое Tesla наладило ещё в 2016 году. Таким образом, и здесь компания Илона Маска опережает конкурентов приблизительно на 5 лет.
Поэтому Tesla как минимум до 2025 года сохранит лидерство благодаря самому совершенному автопилоту, собственному производству батарей и интегральных схем. Однако, для того, чтобы захватить мировой рынок пассажирских, грузовых, морских и авиа- перевозок необходим мощный административный ресурс в межнациональных организациях вокруг ООН и правительствах отдельно взятых стран. А таким влиянием обладает лишь руководство Демократической партии США. Поддержит ли оно компанию Илона Маска? Связан ли с этим перенос штаб-квартиры Tesla из Калифорнии в Техас? Это большая тема для отдельной статьи. Не пропустите в одном из следующих выпусков.