Недавно я совершил поездку на поезде №91/92 сообщением Севастополь – Москва. Поезд принадлежит перевозчику «Гранд Сервис Экспресс». За полтора дня я успел изучить изнутри все «фишки» ГСЭ. Оказалось, что их немало. Но не все они мне понравились.
Напоминаем, что у нас есть телеграм-канал, где мы публикуем железнодорожные новости, а также группы в «Вконтакте» и в «Фейсбуке», где можно узнать новости, прочитать новые тексты и т.д.
«Таврия» и «Гранд Сервис Экспресс»
Начнем с названий. Их много и с ними есть небольшая путаница. Все поезда в Крым носят имя «Таврия». При этом они не являются фирменными.
Перевозчик при этом называется «Гранд Сервис Экспресс». Ему принадлежат не только «Таврии», но и поезд №53/54 «Гранд Экспресс» сообщением Петербург – Москва.
Билеты на поезд без комиссии можно купить на сайте grandtrain.ru или через приложение grandtrain на смартфоне. Сайт РЖД билеты в Крым не продает, опасаясь санкций.
Покупка билета – простая и интуитивно понятная, но на сайте grandtrain.ru нет личного кабинета, поэтому важно не сделать ошибку в указании электронной почты, чтобы билет не потерялся.
Для посадки в поезд достаточно показать паспорт.
Я собрался ехать внезапно и воспользовался правилом двух часов. Я знал, что во все поезда РЖД/ФПК за два часа до отправления поезда с конечной станции открывается продажа мест в штабной вагон. Для ГСЭ это правило тоже работает.
Все «Таврии» выглядят примерно одинаково. Здесь – новые плацкартные вагоны 2019 года выпуска (с розетками и даже индивидуальными светильниками), купейные вагоны неопределенного возраста (как правило, им 10-15 лет), а также новый штабной вагон.
В штабной вагон в продажу поступает всего одно купе – то самое за два часа до отправления поезда. Еще продается двухместное купе для людей с ограниченными возможностями.
Таким образом, в вагоне могут ехать максимум шесть пассажиров. Остальные – работники поезда.
Я садился на поезд в Симферополе. В это время в вагоне уже ехала женщина – у нее был билет от Севастополя до Краснодара. Увидев меня, она напряглась: вдруг я болен новой болезнью. Я ей объяснил, что не могу ничего гарантировать, но у меня есть прививки, включая бустерную дозу, а еще я не ощущаю никаких симптомов и, если ей будет приятно, я могу не снимать маску. Через 15 минут она расслабилась.
«Я вижу, что вы не болеете», – сказала она, и мы мило пообщались.
Оказалось, что этот поезд – единственный, на котором можно доехать от Севастополя до Краснодара. Женщина грустила, что в поезде нет СВ, что в условиях пандемии очень пригодилось бы, и что с марта поезд начнет ходить через день, так что возможностей для подобных поездок будет меньше (действительно, с марта поезд Москва – Севастополь начнет чередоваться с поездом Москва – Евпатория).
Фото плацкартных вагонов из прошлой поездки:
Вся жизнь – в смартфоне
Проводница была вежлива. Рассказала об устройстве вагона и о мультимедийной системе «Таврия.Медиа», с помощью которой можно подключиться к Wi-Fi. Правда, она предупредила, что, пока едем по Крыму, хорошего Wi-Fi можно не ждать, а потом, если он и будет, то только на крупных станциях.
Почему так происходит, я понимаю. Интернет в поезде берется из мобильных сетей, а на протяжении маршрута покрытие совсем плохое. Так что несколько моих попыток вылезти в интернет через Wi-Fi были неудачными. По-моему, пользоваться мобильным интернетом в смартфоне напрямую от оператора было проще (но новые вагоны сильно экранируют и телефон для лучшего приема нужно ставить на окно).
Тем не менее, сама внутренняя сеть «Таврия.Медиа» мне очень понравилась.
Туда загружено много контента, к которому есть доступ вне зависимости от качества подключения к Интернету. Этот контент – это и фильмы, которые открываются как с телефона, так и с ноутбука (несколько десятков – советских и современных российских и зарубежных), и мультфильмы, и музыка, и книги, и путеводители по Крыму, и аудиокниги. Это реализовано намного лучше, чем на портале «Попутчик» у ФПК, где почти ничего нет.
Еще через «Таврию.Медиа» можно заказать еду и сувениры с доставкой в купе. Заказом блюд из вагона-ресторана я пользоваться не стал. Во-первых, не люблю вагоны-рестораны, во-вторых, там минимальная сумма доставки – от 500 рублей, чего мне на одного было бы многовато. А вот сувенирку заказал, мне было интересно, сработает ли. Заказ я сделал около 21:00 на второй день поездки.
Сотрудница поезда постучалась в купе на следующее утро. И если от покупки брелока, открыток и магнита я отказываться не стал, то бутылка воды и шоколадка, которые были бы актуальны вечером, к утру мне оказались не нужны (не нужно писать, что можно было сходить к проводнику ногами, мне было интересно проверить именно, как работает система). Так что сервис хоть и работает, но не очень быстро.
Право дышать
В Краснодаре моя попутчица вышла, и я на какое-то время остался один. В Староминской в поезд села другая женщина. Она ехала уже до Москвы. Я ей честно сказал, что проводница сильно топит, вентиляции я не чувствую, поэтому в купе душно и я периодически открываю окно для проветривания. Попутчица сказала, что любит свежий воздух, сама постоянно спит под открытым окном и всецело приветствует мое желание дышать. Так что мы подружились. Но, если сравнивать ФПК и ГСЭ с точки зрения температурного режима, то здесь нет победителей. Везде – плохо.
Попутчица, кстати, рассказала, что вполне себе отличает поезда ФПК и ГСЭ и старается выбирать именно ГСЭ, потому что у него лучше график и новее вагоны. Отсутствие бонусной программы ее не смущает. Она рассказала, что и в ФПКшных поездах она не пользуется «РЖД Бонусом», а более низкие цены на проезд у ГСЭ и меньшее время в пути для нее важнее виртуальных баллов. Я с ней согласился лишь частично. Лично мне бонусной программы в «Таврии» не хватает.
Еще один недостаток здесь – отсутствие душа. Я, если честно, рассчитывал, что в новом штабном вагоне предоставляется такая услуга (у ФПК она есть на платной основе). Но увы. В душ тут не пускают ни за какие деньги. Я знаю, что в других составах этого поезда есть несколько современных купейных вагонов, где душ можно принять за отдельную плату. Но мне попался состав без душа.
Чаевые через QR-код
У ГСЭ много всяких «фишек» с точки зрения электронного взаимодействия с пассажиром. Например, на окнах в купе есть наклейка с QR-кодом для перехода в меню вагона-ресторана и заказа оттуда блюд. Наклейка эта немного раздражала – она уже не очень свежая и постоянно маячит перед глазами, когда смотришь в окно. Но сама идея интересная.
Еще каждому пассажиру выдают красивый глянцевый каталог сувенирной продукции. Прямо как в самолете.
А возле служебных купе висит еще один QR-код, с помощью которого можно оценить работу конкретного проводника и перевести ему чаевые. Когда я пошел его фотографировать, вышел начальник поезда и спросил, чем я недоволен.
«Почему сразу недоволен? QR-код ведь можно использовать и для чаевых», – возразил ему я.
Но про недовольство рассказал. За полтора дня поездки проводница (напомню, в штабном вагоне у нее всего два купе с пассажирами) ни разу не предложила, например, протереть пол. Хотя в ФПК такое делают раз в сутки точно, а то и чаще. Ну и с температурой беда. На подъездах к Москве градусник в коридоре показывал уже +26 при норме зимой +20…+24. А в купе за закрытой дверью было бы еще жарче, если бы не открывающееся окно.
Так лучше или хуже?
У поезда №91/92 очень удобный график. Из Симферополя я уехал в 23:10 и прибыл в Москву через две ночи в 08:23. Есть поезд, который идет еще быстрее (двухэтажка Симферополь – Москва), но он прибывает в Москву вечером, что мне не очень подходило.
Каков итог? Сервис в ГСЭ оказался точно не хуже, чем у РЖД/ФПК. Удобная покупка билетов, отличное расписание, интересная система развлечений, хороший график движения, прикольные сувениры, неплохие вагоны и всякие «фишки» типа оценки проводников делают поездку комфортной. К проблемам я отнес бы отсутствие бонусной программы, сложности с температурным режимом и отсутствие хотя бы одного душа на поезд.
Бонус: проезд через Крымский мост от станции Керчь-Южная до станции Тамань.
Чтобы не пропускать тексты, подпишитесь на наш канал с анонсами в телеграмме. Там мы выкладываем ссылки на новые статьи сразу после их публикации.