Найти в Дзене
1520. Все о путешествиях

Полтора дня в крымском поезде: чем крымский перевозчик лучше РЖД (а чем хуже)

Оглавление

Недавно я совершил поездку на поезде №91/92 сообщением Севастополь – Москва. Поезд принадлежит перевозчику «Гранд Сервис Экспресс». За полтора дня я успел изучить изнутри все «фишки» ГСЭ. Оказалось, что их немало. Но не все они мне понравились.

Штабной купейный вагон поезда «Таврия» на вокзале Симферополя
Штабной купейный вагон поезда «Таврия» на вокзале Симферополя

Напоминаем, что у нас есть телеграм-канал, где мы публикуем железнодорожные новости, а также группы в «Вконтакте» и в «Фейсбуке», где можно узнать новости, прочитать новые тексты и т.д.

«Таврия» и «Гранд Сервис Экспресс»

Начнем с названий. Их много и с ними есть небольшая путаница. Все поезда в Крым носят имя «Таврия». При этом они не являются фирменными.

Перевозчик при этом называется «Гранд Сервис Экспресс». Ему принадлежат не только «Таврии», но и поезд №53/54 «Гранд Экспресс» сообщением Петербург – Москва.

Билеты на поезд без комиссии можно купить на сайте grandtrain.ru или через приложение grandtrain на смартфоне. Сайт РЖД билеты в Крым не продает, опасаясь санкций.

Покупка билета – простая и интуитивно понятная, но на сайте grandtrain.ru нет личного кабинета, поэтому важно не сделать ошибку в указании электронной почты, чтобы билет не потерялся.

-2

Для посадки в поезд достаточно показать паспорт.

Я собрался ехать внезапно и воспользовался правилом двух часов. Я знал, что во все поезда РЖД/ФПК за два часа до отправления поезда с конечной станции открывается продажа мест в штабной вагон. Для ГСЭ это правило тоже работает.

Штабной вагон поезда «Таврия»
Штабной вагон поезда «Таврия»

Все «Таврии» выглядят примерно одинаково. Здесь – новые плацкартные вагоны 2019 года выпуска (с розетками и даже индивидуальными светильниками), купейные вагоны неопределенного возраста (как правило, им 10-15 лет), а также новый штабной вагон.

Купейный вагон «Таврии» снаружи. Фото 2020 года
Купейный вагон «Таврии» снаружи. Фото 2020 года

В штабной вагон в продажу поступает всего одно купе – то самое за два часа до отправления поезда. Еще продается двухместное купе для людей с ограниченными возможностями.

Таким образом, в вагоне могут ехать максимум шесть пассажиров. Остальные – работники поезда.

Я садился на поезд в Симферополе. В это время в вагоне уже ехала женщина – у нее был билет от Севастополя до Краснодара. Увидев меня, она напряглась: вдруг я болен новой болезнью. Я ей объяснил, что не могу ничего гарантировать, но у меня есть прививки, включая бустерную дозу, а еще я не ощущаю никаких симптомов и, если ей будет приятно, я могу не снимать маску. Через 15 минут она расслабилась.

«Я вижу, что вы не болеете», – сказала она, и мы мило пообщались.

Оказалось, что этот поезд – единственный, на котором можно доехать от Севастополя до Краснодара. Женщина грустила, что в поезде нет СВ, что в условиях пандемии очень пригодилось бы, и что с марта поезд начнет ходить через день, так что возможностей для подобных поездок будет меньше (действительно, с марта поезд Москва – Севастополь начнет чередоваться с поездом Москва – Евпатория).

Фото плацкартных вагонов из прошлой поездки:

Вся жизнь – в смартфоне

Проводница была вежлива. Рассказала об устройстве вагона и о мультимедийной системе «Таврия.Медиа», с помощью которой можно подключиться к Wi-Fi. Правда, она предупредила, что, пока едем по Крыму, хорошего Wi-Fi можно не ждать, а потом, если он и будет, то только на крупных станциях.

Почему так происходит, я понимаю. Интернет в поезде берется из мобильных сетей, а на протяжении маршрута покрытие совсем плохое. Так что несколько моих попыток вылезти в интернет через Wi-Fi были неудачными. По-моему, пользоваться мобильным интернетом в смартфоне напрямую от оператора было проще (но новые вагоны сильно экранируют и телефон для лучшего приема нужно ставить на окно).

Тем не менее, сама внутренняя сеть «Таврия.Медиа» мне очень понравилась.

-6

Туда загружено много контента, к которому есть доступ вне зависимости от качества подключения к Интернету. Этот контент – это и фильмы, которые открываются как с телефона, так и с ноутбука (несколько десятков – советских и современных российских и зарубежных), и мультфильмы, и музыка, и книги, и путеводители по Крыму, и аудиокниги. Это реализовано намного лучше, чем на портале «Попутчик» у ФПК, где почти ничего нет.

Еще через «Таврию.Медиа» можно заказать еду и сувениры с доставкой в купе. Заказом блюд из вагона-ресторана я пользоваться не стал. Во-первых, не люблю вагоны-рестораны, во-вторых, там минимальная сумма доставки – от 500 рублей, чего мне на одного было бы многовато. А вот сувенирку заказал, мне было интересно, сработает ли. Заказ я сделал около 21:00 на второй день поездки.

-7

Сотрудница поезда постучалась в купе на следующее утро. И если от покупки брелока, открыток и магнита я отказываться не стал, то бутылка воды и шоколадка, которые были бы актуальны вечером, к утру мне оказались не нужны (не нужно писать, что можно было сходить к проводнику ногами, мне было интересно проверить именно, как работает система). Так что сервис хоть и работает, но не очень быстро.

-8

Право дышать

В Краснодаре моя попутчица вышла, и я на какое-то время остался один. В Староминской в поезд села другая женщина. Она ехала уже до Москвы. Я ей честно сказал, что проводница сильно топит, вентиляции я не чувствую, поэтому в купе душно и я периодически открываю окно для проветривания. Попутчица сказала, что любит свежий воздух, сама постоянно спит под открытым окном и всецело приветствует мое желание дышать. Так что мы подружились. Но, если сравнивать ФПК и ГСЭ с точки зрения температурного режима, то здесь нет победителей. Везде – плохо.

Попутчица, кстати, рассказала, что вполне себе отличает поезда ФПК и ГСЭ и старается выбирать именно ГСЭ, потому что у него лучше график и новее вагоны. Отсутствие бонусной программы ее не смущает. Она рассказала, что и в ФПКшных поездах она не пользуется «РЖД Бонусом», а более низкие цены на проезд у ГСЭ и меньшее время в пути для нее важнее виртуальных баллов. Я с ней согласился лишь частично. Лично мне бонусной программы в «Таврии» не хватает.

Поезда ФПК и ГСЭ на вокзале Ростова-на-Дону
Поезда ФПК и ГСЭ на вокзале Ростова-на-Дону

Еще один недостаток здесь – отсутствие душа. Я, если честно, рассчитывал, что в новом штабном вагоне предоставляется такая услуга (у ФПК она есть на платной основе). Но увы. В душ тут не пускают ни за какие деньги. Я знаю, что в других составах этого поезда есть несколько современных купейных вагонов, где душ можно принять за отдельную плату. Но мне попался состав без душа.

Чаевые через QR-код

У ГСЭ много всяких «фишек» с точки зрения электронного взаимодействия с пассажиром. Например, на окнах в купе есть наклейка с QR-кодом для перехода в меню вагона-ресторана и заказа оттуда блюд. Наклейка эта немного раздражала – она уже не очень свежая и постоянно маячит перед глазами, когда смотришь в окно. Но сама идея интересная.

-10

Еще каждому пассажиру выдают красивый глянцевый каталог сувенирной продукции. Прямо как в самолете.

-11

А возле служебных купе висит еще один QR-код, с помощью которого можно оценить работу конкретного проводника и перевести ему чаевые. Когда я пошел его фотографировать, вышел начальник поезда и спросил, чем я недоволен.

-12

«Почему сразу недоволен? QR-код ведь можно использовать и для чаевых», – возразил ему я.

Но про недовольство рассказал. За полтора дня поездки проводница (напомню, в штабном вагоне у нее всего два купе с пассажирами) ни разу не предложила, например, протереть пол. Хотя в ФПК такое делают раз в сутки точно, а то и чаще. Ну и с температурой беда. На подъездах к Москве градусник в коридоре показывал уже +26 при норме зимой +20…+24. А в купе за закрытой дверью было бы еще жарче, если бы не открывающееся окно.

Так лучше или хуже?

У поезда №91/92 очень удобный график. Из Симферополя я уехал в 23:10 и прибыл в Москву через две ночи в 08:23. Есть поезд, который идет еще быстрее (двухэтажка Симферополь – Москва), но он прибывает в Москву вечером, что мне не очень подходило.

-13

Каков итог? Сервис в ГСЭ оказался точно не хуже, чем у РЖД/ФПК. Удобная покупка билетов, отличное расписание, интересная система развлечений, хороший график движения, прикольные сувениры, неплохие вагоны и всякие «фишки» типа оценки проводников делают поездку комфортной. К проблемам я отнес бы отсутствие бонусной программы, сложности с температурным режимом и отсутствие хотя бы одного душа на поезд.

Бонус: проезд через Крымский мост от станции Керчь-Южная до станции Тамань.

Чтобы не пропускать тексты, подпишитесь на наш канал с анонсами в телеграмме. Там мы выкладываем ссылки на новые статьи сразу после их публикации.