Найти в Дзене
История транспорта

ЗиС-127, автобус — рекордсмен

В советское время водители автобусов и грузовых автомобилей соревновались между собой в разных категориях. В безаварийном вождении, в эффективности грузо- и пассажироперевозок. Был и ещё один критерий — количество километров, пройденных транспортным средством без капитального ремонта. За каждые 100 000 таких километров на борт машины через трафарет краской наносили пятиконечную звезду с вписанной внутри неё надписью: «100 тыс.км.». Почти как в истребительной авиации за сбитые летчиком самолеты противника.

На некоторых исторических фотографиях встречаются звезды с надписью «50 тыс.км.». Но это, скорее, местная инициатива, чем общее правило.

Среди междугородних автобусов чаще всего наибольшее количество звезд на кузове набирали автобусы ЗиС-127. За ними с небольшим отрывом шли Икарусы 55-й модели. Абсолютный рекорд по количеству набранных звезд принадлежит автобусу ЗиС-127 одного из симферопольских автопредприятий. На его борту красовалось двадцать пять красных звезд. Что говорило о том, что данный автобус прошел два с половиной миллиона километров без капитального ремонта. Внушительная цифра, особенно по современным меркам.

Второе место в этом всесоюзном списке рекордсменов принадлежит автобусу ЗиС-127 ставропольской автоколонны №1564 (ранее — Автоколонна №32). Вкратце его история такова. ЗиС-127 с заводским номером 219 был выпущен заводом имени (уже) Лихачева в Москве в самом конце 1956 года. 16 января 1957 он поступил в Ставрополь и 17 января получил госномер ся 01-49. С момента получения автобуса и до его списания на нем бессменно работали водители Иван Коржов и Иван Чепурной.

Автобус ЗиС-127 ся 01-49 и его водители И.И. Коржов (слева) и И.М. Чепурной (справа) на территории автоколонны №32 на улице Коминтерна в Ставрополе, примерно 1960 год. Ныне эта фотография находится в коллекции Государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве. Согласно договора между мной и музеем, при публикации фотографии я должен писать на ней источник происхождения. Что и делаю.
Автобус ЗиС-127 ся 01-49 и его водители И.И. Коржов (слева) и И.М. Чепурной (справа) на территории автоколонны №32 на улице Коминтерна в Ставрополе, примерно 1960 год. Ныне эта фотография находится в коллекции Государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве. Согласно договора между мной и музеем, при публикации фотографии я должен писать на ней источник происхождения. Что и делаю.

Чаще всего автобус работал на маршрутах Ставрополь — Пятигорск, Ставрополь — Кисловодск и Ставрополь — Ростов на Дону. В 1971 году в автоколонне произошла замена номерных знаков образца 1946 года на номерные знаки образца 1958 года, в результате наш герой получил новый госномер 05-45 стр. С ним ЗиС проработал ещё два с половиной года и списан приказом начальника автоколонны от 19 октября 1973 года. Вместе в автобусом ушел на пенсию и его водитель, Иван Коржов. Хотя, по воспоминаниям ветеранов, ему предлагали остаться и пересесть на новый автобус Икарус 255.70, поступление которых в город как раз началось в 1973 году.

По уточненным данным, пробег автобуса немного не дотянул до двух миллионов. Точная цифра расстояния, прошедшего автобусом ЗиС-127 05-45 стр без капитального ремонта составила 1 900 658 километров.

После списания этого автобуса с его борта был вырезан фрагмент обшивки кузова с нанесенными на него звездами и передан в Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве.

Фрагмент борта автобуса с нанесенными на него звездами за пробег без капитального ремонта в коллекции музея. Источник фото goskatalog.ru.
Фрагмент борта автобуса с нанесенными на него звездами за пробег без капитального ремонта в коллекции музея. Источник фото goskatalog.ru.

Вместе с куском обшивки в музей также были переданы и другие артефакты: рулевое колесо, спидометр, технический талон и руководство по уходу за автобусами марки ЗиС-127. Всё это находилось в экспозиции музея примерно до конца восьмидесятых годов, а потом убрано в запасники, где находится до сих пор.

Талон техпаспорта автобуса — рекордсмена в коллекции музея. Источник фото goskatalog.ru.
Талон техпаспорта автобуса — рекордсмена в коллекции музея. Источник фото goskatalog.ru.
Спидометр автобуса — рекордсмена в коллекции музея. Источник фото goskatalog.ru.
Спидометр автобуса — рекордсмена в коллекции музея. Источник фото goskatalog.ru.

Вдохновившись историей этого автобуса, компания по производству масштабных моделей-копий DiP Models сделала модель этого автобуса высокой точности проработки в масштабе 1:43 в двух вариантах: с госномером ся 01-49 в начале своей деятельности и с госномером 05-45 стр в 1973 году. Таким, образом, благодаря энтузиастам из DiP Models, автобус-рекордсмен обрел вторую жизнь на полках коллекционеров.

Масштабная модель-копия автобуса ЗиС-127 производства DiP Models с госномером ся 01-49. Источник фото: rcforum.ru, участник Asgard.
Масштабная модель-копия автобуса ЗиС-127 производства DiP Models с госномером ся 01-49. Источник фото: rcforum.ru, участник Asgard.
Масштабная модель-копия автобуса ЗиС-127 производства DiP Models с госномером 05-45 стр. Источник фото: rcforum.ru, участник Asgard.
Масштабная модель-копия автобуса ЗиС-127 производства DiP Models с госномером 05-45 стр. Источник фото: rcforum.ru, участник Asgard.

Спасибо за внимание!