Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Белорусский вокзал" (СССР, 1970) и "Белые ночи" (СССР, 1991)

Белорусский вокзал. СССР, 1970.Режиссер Андрей Смирнов. Сценарист Вадим Трунин. Актеры: Алексей Глазырин, Евгений Леонов, Анатолий Папанов, Всеволод Сафонов, Нина Ургант, Любовь Соколова, Маргарита Терехова и др. 28,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.

История создания «Белорусского вокзала» довольно драматична. Сначала этот фильм должна была ставить Лариса Шепитько. Однако ее режиссерское видение сценария Вадима Трунина не нашло официальной поддержки, а на компромиссы она идти не хотела. В конце-концов эту картину о встрече фронтовиков, проводивших в последний путь своего фронтового друга, поставил Андрей Смирнов.

Алексей Глазырин, Евгений Леонов, Анатолий Папанов и Всеволод Сафонов сыграли своих героев психологически убедительно и достоверно. «Художники сделали самое трудное в искусстве властно повели нас, зрителей, за собой, за своими мыслями и чувствами, познакомили нас на экране с людьми, которых мы полюбили и в существование которых поверили. Раскрыли перед нами душу этих людей, их психологию, их жизненный опыт, нравственную силу фронтового братства. И что особенно важно раскрыли эту силу не как что-то оставшееся там, в прошлом, а как силу существующую, действующую сейчас, имеющую влияние на наши сегодняшние дела и поступки», писал о «Белорусском вокзале» Константин Симонов (Симонов К. От поколения к поколению // Экран 1971-1972. С.16).

Однако даже широчайший положительный общественный резонанс «Белорусского вокзала» не помешал кинематографическим идеологам буквально разгромить следующую картину Андрея Смирнова любовную драму «Осень»...

Александр Федоров

-2

Белые ночи. СССР, 1991. Режиссер Леонид Квинихидзе. Сценарист Владимир Валуцкий (по мотивам одноименной повести Ф. Достоевского). Актеры: Анна Матюхина, Вадим Любшин, Галина Польских, Николай Ерёменко (мл.) и др.

Экранизируя повесть Федора Достоевского «Белые ночи», Леонид Квинихидзе перенес ее действие в Питер начала 90-х годов ХХ века. По идее при этом должны были возникнуть дополнительные смыслы, неожиданные параллели, проявиться оригинальное авторское видение материала. На мой взгляд, этого не произошло. Актерская игра не выходит за рамки рядовой мелодрамы, а философия великого русского классика растворилась в банально-назидательном осовремененном сюжете...

Александр Федоров