Белая птица с черной отметиной. СССР, 1970. Режиссер Юрий Ильенко. Сценаристы: Юрий Ильенко, Иван Миколайчук. Актеры: Лариса Кадочникова, Иван Миколайчук, Богдан Ступка, Юрий Миколайчук, Наталья Наум, Джемма Фирсова, Александр Плотников, Михаил Ильенко и др. 10,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Блестяще сняв красочную кинопоэму «Тени забытых предков» Сергея Параджанова, оператор Юрий Ильенко ушел в режиссуру. Его третья режиссерская работа – поэтическая драма «Белая птица с черной отметиной» принесла ему приз Московского фестиваля.
В этой картине многогранный талант Юрия Ильенко проявился в символике фольклорных образов, в метафоричности киноязыка, в изысканной пластике изображения, удивительной музыкальности. Все это было сплавлено с историей трагического времени 1940-х.
Бесспорно, идеологические установки того времени не позволили Юрию Ильенко раскрыть весь драматизм событий предвоенных, военных и послевоенных лет, когда в Карпатах линия фронта разделяла порой людей одной нации и языка. Однако, несмотря на это, картина запомнилась своим экспрессивным драматизмом, яркой режиссурой и актерскими работами.
Александр Федоров
Белое солнце пустыни. СССР, 1970.Режиссер Владимир Мотыль. Сценаристы Рустам Ибрагимбеков, Валентин Ежов (при участии Марка Захарова). Актеры: Анатолий Кузнецов, Павел Луспекаев, Спартак Мишулин, Кахи Кавсадзе, Раиса Куркина, Николай Годовиков, Татьяна Федотова и др. 34,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Авторы этого сказочного «истерна» попытались как можно дальше оттолкнуться от идеологических установок своего времени, четко диктовавших, какие парни должны быть «хорошими», а какие – «плохими» в фильмах о гражданской войне.
«Хорошим», более того – душевным гуманистом, трогательно заботящимся о женщинах из восточного гарема, получился в «Белом солнце пустыни» товарищ Сухов в обаятельном исполнении Анатолия Кузнецова. Ничуть не меньше полюбился зрителям бывший таможенник его императорского величества, замечательно сыгранный, увы, уже смертельно больным Павлом Луспекаевым... Да и басмач Абдулла (Кахи Кавсадзе), был по-своему привлекательным героем – не менее храбрым, мужественным и ловким...
Придуманный одним из сценаристов, Марком Захаровым оригинальный ход с письмами Сухова, адресованными его далекой супруге, позволил добавить иронии в и без того полупародийную атмосферу фильма.
Пересматриваемая по множеству раз, картина Владимира Мотыля очень скоро пополнила национальный фольклор полюбившимися фразами персонажей, анекдотами и незабываемой песней Окуджавы о госпоже удаче... В довершение всего прочего «Белое солнце...» настолько полюбилось нашим героическим космонавтам, что, они, говорят, смотрят его перед каждым новым стартом...
Александр Федоров