За празднованием китайского Нового года, за отпуском на работе проморгала я важную дату: 225 лет со дня рождения гениального композитора Франца Шуберта.
Он родился 31 января 1797 года и прожил всего 31 год.
Короткая жизнь, без признания, без здоровья, без личного счастья и тепла, без богатства и удовольствий.
Но её итог - красивая, волнующая, бессмертная музыка.
Точное количество произведений, написанных Шубертом, музыковеды так и не смогли определить. Слишком много тайн и неясностей сохранилось с позапрошлого века.
Шуберт много писал, но, похоже, жил "в своём мире": не заботился о нумерации, сохранности, издании своих произведений, часто оставлял листочки с нотами у друзей просто так, без желания дать сочинению "путёвку в жизнь".
При жизни композитора его произведения издавались редко, исполнялись тоже не часто и только для узкого круга любителей и друзей. После смерти Шуберта в шкафах его издателей и знакомых осталась масса разрозненных, неупорядоченных рукописей, которые потом разбирались ещё не одно десятилетие.
- Удивительно, но, похоже, по характеру Шуберт был абсолютно лишён амбиций и тщеславия, желания славы и почёта. Сегодня его назвали бы чудаком. А друзья, современники называли Шуберта "губкой" за мягкотелость характера.
Но чтобы создавать шедевры, нельзя жить с приземлёнными взглядами, быть алчным человечишком, лгуном и вором. Нельзя быть злым и подлым. Чёрная душа не создаст свет, не сделает мир лучше.
Шуберт писал для узкого круга друзей. И эта любовь, поддержка, признание и уважение небольшого количества людей как будто заставляла композитора творить, давала силы.
По большому счёту, всё его творчество - монолог одинокого человека.
Короткая жизнь Франца Шуберта был тяжёлой, полной разочарований, переживаний, лишений. Для широкой публики он почти не выступал, ему не устраивали овации, он не знал вкусы публики, не писал в угоду моде. Он не задумывался о том, как собрать зал, продать билеты, произвести впечатление, удивить, поразить, шокировать.
Единственный значимый публичный концерт он организовал в годовщину смерти Бетховена - своего кумира. Да и то это мероприятие затмило выступление Паганини, который в то же время приехал в Вену.
Шуберт написал много произведений для оркестра, но ни одно из них не услышал в исполнении профессиональных музыкантов. У него не было собственного рояля, сочинял на гитаре. Только тот самый "бетховенский" концерт позволил Шуберту заработать достаточную сумму денег, чтобы купить себе хороший инструмент.
Но, к сожалению, спустя несколько месяцев композитор заболел брюшным тифом и умер. А рояль друзьям пришлось продать, чтобы похоронить Шуберта в отдельной могиле, не так, как случилось с Моцартом...
Франц Шуберт - основоположник романтизма в музыкальном искусстве. В его творческом наследии обычно в первую очередь выделяют песни, которых он написал много. Это основной признак романтиков - показать в миниатюре внутренний мир героя, его переживания и чувства.
Песни Шуберта любимы и известны: "Вечерняя серенада", "Ave Maria", "Форель", многие другие.
Но у композитора много также инструментальной музыки: струнные квартеты, трио, обожаемый мною До мажорный Квинтет, "Форельный" квинтет, произведения для фортепиано, симфонии, мессы.
Сегодня в мире самая репертуарная симфония Франца Шуберта - "Неоконченная" №8.
- Оркестр Kunming International Philharmonic - не исключение. До новогоднего отпуска мы начали готовить к концерту эту симфонию. После каникул продолжим, выступление состоится в Куньмине и Шанхае.
Работа над этой симфонией всегда приносит удовлетворение, сколько бы раз она не появлялась в концертном плане. Эта музыка не надоедает. После её исполнения (у музыкантов, у дирижёра), прослушивания (у публики) всегда остаётся след в душе, некое волнение.
- На протяжении многих лет интерес к ней не угасает ни у исполнителей, ни у слушателей. Это самое загадочное произведение Франца Шуберта, потому что оно не подчиняется правилам: имеет только две части вместо положенных четырёх.
Много лет не решён главный вопрос:
Эту симфонию композитор на самом деле всё-таки дописал или нет???
Ответ:
100%-го, однозначного вывода на этот счёт не существует. Мнения музыковедов, слушателей, музыкантов, любителей творчества Шуберта разделены.
Есть наброски 3-й части Скерцо в фортепианном варианте, две странички - в полной оркестровой партитуре.
Но по другой, более известной версии, автор не захотел продолжать эту работу, потому что уже "всё сказал". Мол, в своём 2-х частном виде симфония имеет вполне завершённый вид.
Возможно, но лично мне всегда мало этих двух частей! С моей позиции исполнителя (со стороны слушателя я нахожусь реже) эмоций, испытанных за две части, недостаточно. Их поток обрывается раньше времени. Хотя, с точки зрения музыкального и теоретического анализа, 2-х частная форма симфонии - убедительная и адекватная. Её часто рассматривают, как новаторство и "прорыв" в музыкальном романтическом искусстве.
- Интересно, что многие композиторы пытались "дописать" шедевр Шуберта. Я знаю об этом, как о факте, но никогда не сталкивалась с этими "дописками" в жизни.
Но судьба "Неоконченной" симфонии тем и необычна, что эта музыка не оставляет в покое не только композиторов - людей, но и...искусственный интеллект!
Компания Huawei "дописала" симфонию №8 при помощи смартфона Mate 20 Pro. О, как!
- Понятно, что идея Huawei заключалась в демонстрации мощности нового процессора, а не в "помощи искусству".
Но, в любом случае, сначала нейросеть проанализировала несколько десятков произведений Шуберта в формате MIDI, чтобы "понять" структуру произведений, их особенности. Затем "изучила" творчество других композиторов, которые могли оказать влияние на Шуберта. В конце алгоритм "замерил показатели" частей, написанных самим Шубертом: диапазон, тембр, темп, продолжительность звучания.
В итоге были сгенерированы две "недостающие" части симфонии.
Оркестровую партитуру создал композитор, продюсер Лукас Кантор, известный по музыке ко многим Олимпиадам. И практически три года назад, 4 февраля 2019 года в Лондоне знаменитое произведение было представлено для довольно ограниченного количества зрителей (500 человек) "целиком".
Вместо привычных 27 минут, получилось почти 50. Реакция критики и публики была самая разная. Я тоже послушала вариант Huawei. Ну что тут сказать? Прикольно!
В конце концов, выбор Huawei я могу понять. Для эксперимента, рекламы, чего-то ещё они выбрали самое интригующее произведение симфонической музыки. Но поставили ли они "точку" в известном вопросе? Думаю, что нет!
Истинный, правильный ответ навсегда останется с гением Шуберта, с его талантом, с его Личностью, с его болью...
С днём рождения, Франц Петер Шуберт!
А в жизни всё может быть...
#музыка
#искусство
#шуберт
#культура
#симфония