Внимание! Спойлеры!
Посмотрела недавно фильм «Джанго освобожденный» потому что если в фильме снимался Ди Каприо, то фильм должен быть хорошим.
От «Джанго» осталось противоречивое ощущение. С одной стороны, прекрасная игра самого Ди Каприо и Сэмюэля Джексона (негр Стивен, управляющий дома Кэлвина Кэнди), красивенько снято, как это принято в Голливуде, стрелялки и парочка остросюжетных поворотов. Например, когда доктор Шульц неожиданно стреляет в Кэлвина. С другой стороны, банальная до невозможности идея о расовом равенстве (ну, в США это всегда актуально), и супергерой, который в конце уложил всех плохих белых парней одной левой и освободил свою возлюбленную.
Очень интересный образ одного из главных героев – доктора Шульца. Выражаясь языком Юнга, архетипичный. Доктор с самого начала выглядит очень не реалистично. Он является охотником за головами, а эта профессия для тех еще отм0р0зков. При этом доктор очень галантен, добр и прогрессивен до уровня 21 века. В первом эпизоде, когда он освобождает Джанго, доктор мило беседует с рабами, сажает уставшего Джанго на лошадь, любезно советует ему приодеться, попутно без тени сомнения стреляя в подлых р@боторговцев. А также доктор синеет-зеленеет, его чуть ли не выворачивает наружу при виде, как человека (беглого негра Дартаньяна) растерзали собаки. Кроме того, эти воспоминания стали причиной его кончины. Именно поэтому он не сдержался и выстрелил в Кэлвина. При этом доктор Шульц легко может выстрелять в упор в какого-нибудь беглого гр@бителя, даже не мигая.
Этакое воплощение добра с кулаками, которого не бывает в природе. Однако, такого очень много в героических эпосах и легендах о рыцарях и богатырях.
Богатырь / рыцарь без страха и упрека всегда активно служит добру и приходит туда, где творится несправедливость. Он спасает всех несправедливо униженных и оскорбленных, и безжалостно уничтожает всех нехороших. Именно это и начал делать доктор, а после его смерти эстафетную палочку перехватил Джанго, завершив дело. Таким образом, образ «светлого рыцаря» как бы разбивается на два персонажа: сначала его носителем является доктор Шульц, затем сам Джанго. Такие персонажи легенд требуют и определенного, черно-белого и понятного мира, а не нашего, серого, где порой добро и зло переплетены. Однако в эпоху, когда несправедливость царит, а местная власть переходит все разумные границы, запрос на рыцарей возрастает, и подобные рассказы и легенды ходят среди народа. И тогда нужно «добро с кулаками», поскольку справиться со злом иными методами просто невозможно, необходимо его полное уничтожение, как дракона, который охраняет принцессу (Брунгильду).
Несмотря на то, что ситуации, когда несправедливость зашкаливает, а невинные люди страдают толпами, в истории бывают частенько, рыцарей, которые бы с этим справились в одиночку, не существует. Поэтому образ такой нереалистичный, но в то же время такой знакомый и симпатичный. Из более-менее современных символов – команданте Че Гевара.
После фильма мне сразу вспомнились слова Глеба Жиглова из «Место встречи изменить нельзя»: «Вор должен сидеть в тюрьме! И не важно, каким способом я его туда упрячу!». Шарапов же проповедовал другое мировоззрение: если закон один раз подмять, то так можно прийти к беззаконию. При этом главным героем «Места …» по задумке был Шарапов, и его точка зрения, по идее, более правильная. Однако то ли из-за таланта Высоцкого, то ли из-за того, что наш многострадальный народ склонялся к той точке зрения, что следуя букве закона, справедливости не достигнуть, Жиглов с его методами был как-то симпатичнее.
То же самое и Шульц-Джанго: они действуют жестко и бескомпромиссно, неся добро, потому что иначе проиграешь.
#кино