Citrus обзавёлся сайтом, восстанавливает сертификат Глобуса для себя. В общем, скоро появится ещё один лоукостер. Первые полгода билеты будут дешёвыми, потом повторится ситуация с Победой. Тариф на перелет будет самый доступный (ну с особенностями, чтобы по голому тарифу было минимум желающих), а сборы будут превышать тариф. Со всеми сборами дешевле вряд ли выйдет, ну может первое время. Главное – сервис, пусть и платный. Будет возможность перекусить в полёте, уже хорошо. На коротких рейсах отсутствие перекуса не критично, но вот на достаточно долгих что-то хочется в себя закинуть. Нормы ручной клади в размере cabin-size ждать не следует. Cabin-size теперь только для Аэрофлота и Сибири. Ну либо у Нордвинда по дорогому тарифу либо за доплату. Либо у малышей в регионах. 320нео уже не в новинку, такие есть у Смартавиа, которые тоже объявили себя лоукостером. Ну, эти поприличнее Победы, их обернуть можно за 30 минут (а не за 25 минут, как Победу), да и есть возможность поесть за деньги, что немаловажно. Плюс стриминговая система развлечений, что тоже в плюс. Надеюсь, что Citrus будут похожи больше на Смартавиа, чем на Победу.
Но основное – это аэропорты. Кроме Москвы возможности выбора и диктовки условий особо нет. В регионах аэропорты сами решают, кто и на каких условиях полетит. Правда, это по большей части касается аэропортов крупных городов, где есть спрос. Небольшие аэропорты сражаются за перевозчиков, некоторые доходят до нулевых сборов за аэропортовое обслуживание, а в некоторых случаях рейс субсидируется или софинансируется регионом. В аэропортах Москвы существует определенная конкуренция. Поэтому лоукосты могут навязывать и диктовать свои условия аэропортам. Основной предмет торга – это стоимость и состав пакета услуг. В Москве на регулярных рейсах авиакомпании стараются заключить договор с индивидуальным технологическим графиком и входящим в него пакетом услуг. В этом случае будет уверенность, что ресурс будет выделен своевременно м в полном объёме. Поэтому пожелания, высказанные мной дальше, касаются Москвы. Не стоит говорить, что вот в Екатеринбурге совсем по-другому. В Екатеринбурге аэропорт сам решит, мнение перевозчика не будет основополагающим. Тем более пандемия, расходы…
В первую очередь лоукостера интересует инфраструктура. Ему нужна самоходная стоянка, чтобы не тратить время на буксировку, эта стоянка должна находиться относительно недалеко от полосы, чтобы время от отправления до взлёта не превышало десяти минут. Да и сама стоянка должна иметь точки въезда (Т-образный знак) со всех сторон и находится ещё и недалеко от терминала, чтобы пассажиров везти недалеко. В Шереметьево было 7 таких стоянок (7-9, 42-45), с учётом деактивации телетрапов на федералке в Д появились ещё 4 стоянки (10-13).
Также предусмотрена возможность короткого оборота (25-30 минут), пока такую скорость оборота практиковали только во Внуково и Шереметьево. Не знаю, как в Домодедово со Смартавиа. Для короткого оборота должна иметься техника и быть описаны многие процедуры. Например, Победа заруливает на одном левом двигателе, чтобы источник питания можно было подключить за 41 секунду, не используя ВСУ. Трапы тоже желательно использовать самоходные, а не подкатные, чтобы уложиться в график. Во Внуково и в Питере используют подкатные, однако они намного медленнее.
Почему не Домодедово? Возможно группа С7 хочет рассредоточить бизнесы в разных аэропортах, чтобы не конкурировать с самими собой. Возможно, Домодедово не хочет или может пойти на гибкие условия для нового перевозчика, например, обеспечить короткий оборот. А может Внуково сейчас (после перехода части рейсов Победы в Шереметьево) предлагает лучшие условия. Порт свободен, скоро метро появится, много самоходных стоянок. А может рассчитывают переманить часть пассажиров Победы…
Насчёт самолётов. Так вышло, что наши (да и не только наши) лоукостеры используют А320нео и Боинг-737-800. Для скоростного обслуживания А-320 подходит больше, например, топливозаправщик, чтобы он никому не мешал, можно поставить сразу под полукрыло. Да и с использованием сервисёра проблем будет меньше – далеко шланги раскидывать не нужно. Ну и плюс, что ассенизация работает не прям рядом с пассажирским трапом. Багаж проще распихать в багажники, так как они не настолько тесные, да и сеток намного больше. По экономике 737-800 выигрывает у классического А-320, но проигрывает А-320нео. По дальности полёта ситуация аналогичная.
В любом случае, появление нового перевозчика усилит конкуренцию, что положительно повлияет либо на сервисе, либо на стоимости. Хотя сейчас по стоимости падать некуда – керосин дорожает быстрее билетов. Зато можно дать чуть больше сервиса, что сыграет положительно. Хоть любовь к пассажиру сейчас не популярна, но должно же снова наступить это время.
-------------------------------------------------------------------------------
1. Информация о сотрудничестве, партнерстве и об авторе публикуется на страницах:
https://travelfoxes.livejournal.com/212431.html
https://zen.yandex.ru/media/skyexpert/plany-po-blogu-i-politika-na-2022-god-61df2948d516294f57069fa4
2. Копия данной статьи расположена на платформе Livejournal по адресу:
https://travelfoxes.livejournal.com/217720.html
3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию. Статьи могут содержать фактические неточности в силу того, что являются воспоминаниями, а не источником официальной информации. В силу специфики канала - автор не может публиковать собственные фотоматериалы из контролируемой зоны аэропорта (материалы из КЗА делаются при полёте пассажиром из доступных зон) и нарушающие правила конфиденциальности.