Учение Павла о Господней вечере находится в двух разделах 1 Коринфянам (10:16-22; 11:17-34). Сегодня мы изучим 1 Кор. 10:16-22, а завтра поговорим о вечере в 1 Кор. 11:17-34. Еще одно наставление, возможно, относящееся к Господней вечере, находится в 1 Кор. 5:7, 8, но его мы обсудим в другой раз.
Господню вечерю мы должны соблюдать, когда собираемся с другими христианами на богослужения (1 Кор. 11:17, 18, 33, 34; см. ст. 20) в первый день недели (Деян. 20:7). Плюс к этому основному наставлению, Павел разбирает конкретные проблемы в церкви I века, плохо сказывавшиеся на соблюдении коринфянами Господней вечери.
ЧАША БЛАГОСЛОВЕНИЯ
Существительное «благословение» (эулогиа) в связи с Господней вечерей встречается только в 1 Кор. 10:16. Соответствующий ему глагол (эулогео) употреблен в тех отрывках, где говорится о «благословении» хлеба (Мф. 26:26; Мк. 14:22) и чаши (1 Кор. 10:16). «Благодарить» (эухаристео; отсюда транслитерация «евхаристия») также употребляется в контексте благодарения за чашу (Мф. 26:27; Мк. 14:23; Лк. 22:17) и хлеб (Лк. 22:19). «Благословлять» и «благодарить» используются взаимозаменяемо. Благословить относится не к наделению чаши неким благословением, а к тому типу молитвы, которая произносится над ней. Относительно происхождения «чаши благословения» высказываются, как минимум, три предположения: «…(1) происходит от эллинистической культовой трапезы; (2) либо будничная трапеза в иудейском доме, либо, возможно, некая, предположительно «особая», форма иудейской братской трапезы… (3)…контекст пасхальной трапезы… Многие писатели… отождествляют чашу благословения с третьей из четырех чаш, хотя некоторые… считают, что она, скорее, означает четвертую чашу Пасхи» (Тизелтон).
Исходя из того, что третью чашу Пасхи иудеи называли «чашей благословения», некоторые комментаторы заключают, что в 1 Кор. 10:16 Павел имел в виду именно ее. Это может быть совпадением или же просто сравнением, сделанным Павлом, но однозначно ни то, ни другое доказать нельзя. Употребление третьей чаши во время празднования Пасхи было просто традицией иудеев, так как Ветхий Завет о ней ничего не говорит. Зачем было Павлу использовать терминологию из иудейской традиции — особенно в письме к церкви, состоявшей в основном из язычников? Если именно этим объясняется употребление Павлом фразы «чаша благословения», тогда для Павла это исключение. Чтобы обратить внимание на прообразы новозаветных практик, он использует терминологию из Ветхого Завета (Рим. 12:1; 1 Кор. 5:7; Еф. 5:2; Фил. 2:17), а не из невдохновенных преданий.
Упоминание Павлом «чаши» перед «хлебом» вряд ли имеет какое-то значение в смысле порядка соблюдения Господней вечери. Мейерс, наверное, прав, говоря, что Павел упоминает чашу первой потому, что он «более пространно высказывается о хлебе и в связи с ним рассуждает о вкушении хлеба Израилем, так как это соответствовало его теме идоложертвенного». Другие отрывки (Мф. 26:26-28; Мк. 14:22-25; 1 Кор. 11:23-25) ясно показывают, что хлеб принимался перед чашей.
ПРИОБЩЕНИЕ КРОВИ ХРИСТОВОЙ
В 1 Кор. 10:16 «приобщение» (в Современном Переводе «причащение») — это перевод слова койнониа, которое означает «совместное участие» (см. 1 Кор. 10:18, 20). Койнониа — это не совокупность отдельных членов и групп церкви, а взаимоотношения, существующие в церкви и планируемые ею, взаимоотношения членов и групп друг с другом или взаимоотношения членов и групп со всей церковью. Эти взаимоотношения объективно существуют как общее дело, в котором участвуют все принадлежащие к этому общению.
Ветхозаветные священники были участниками жертвенника, так как ели определенные части жертвенных животных (Лев. 8:31). Христиане, которые ели с Господнего стола и со стола идольского, были в общении как с Иисусом, так и с бесами. Павел хотел, чтобы они участвовали в трапезе только с Иисусом и христианами, а не с бесами. «Павел говорит “жертвенника” [1 Кор. 10:18], а не “Бога”, чтобы показать, что такое приобщение, через специфический акт поклонения или жертвоприношения» (Винсент).
Чаша и хлеб — это приобщение, или участие в теле и крови Иисуса. То, что «приобщение крови Христовой» означает памятный символ общения с Христом, а не буквальное питье Его крови, ясно из того факта, что Христос еще не умер, когда учреждал эту вечерю, и что это приобщение состоит в воспоминании о Нем, а не в том, чтобы пить Его (см. 1 Кор. 11:25).
Необходимость духовного участия в процессе вкушения физических символов Господней вечери позволяет сравнить это событие с крещением. При физическом погребении и последующем воскресении человека из водной могилы (Рим. 6:4-18) необходимо с его стороны послушание от сердца. Те, которые были прежде «рабами греха», становятся «рабами праведности» (Рим. 6:17, 18), а их грехи в момент крещения прощаются и омываются (Деян. 2:38; 22:16: Кол. 2:12, 13). Само по себе крещение не может произвести подобную перемену; с ним должно быть связано изменение сердца.
То же можно сказать и о Господней вечере: мы не получаем от нее духовную пользу по одному лишь факту физического участия в ней. Мы должны духовно соединяться и общаться с Господом и в какой-то степени с нашими собратьями-христианами. Христиане сообща, вместе с Господом и друг с другом, участвуют в своем главном акте причастия, в общении столь личном и полном, что он говорит (см. 1 Кор. 10:17): «И мы многие — одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба».
ЧАША, ТРАПЕЗА И ХЛЕБ
«Чаша», «трапеза» («стол»; Современный Перевод) и «хлеб» у Павла имеют иносказательный смысл. Используемый Павлом литературный прием, называемый «метонимией», представляет собой сравнение, в котором слово подразумевает нечто связанное с ним. Чаша и стол означают содержимое этих предметов. Один хлеб (артос) — это Иисус, хлеб жизни. Слово «тело» (или «одно тело», как в 1 Кор. 10:17) много раз употребляется по отношению к церкви (см. Рим. 12:5; 1 Кор. 12:13, 20; Еф. 1:22, 23; 2:16; 4:4; Кол. 1:18, 24; 3:15). Иисус благословил содержимое чаши, а не саму чашу. Точно так же и Павел имеет в виду не сам стол, а то, что на столе (1 Кор. 10:21; см. Современный Перевод).
Едящие хлеб и пьющие чашу Господню духовно приобщаются Ему, Его телу и крови. В 1 Кор. 10:21 мы видим и обратное: евшие идоложертвенное духовно приобщались бесам, которых представляли идолы.
ТРАПЕЗА БЕСОВСКАЯ
Когда Павел пишет, что нельзя пить чашу Господню и чашу бесовскую или быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской, он говорит не о невозможности, а о невообразимости участия в двух взаимоисключающих действиях. Суть сказанного им состоит в том, что всякий, кто участвует с язычниками в поклонении за их столом, поклоняется бесам, которые ассоциируются с этой трапезой. «Не можете» употреблено в смысле «невероятно», «немыслимо», «трудно», как и в других отрывках (Лк. 11:7; 1 Ин. 3:9). «НЕ МОЖЕТЕ» в библейском языке часто означает НЕ БУДЕТЕ (см. Мф. 9:15; 12:34; 16:3).
Поскольку поклоняться должно одному только Богу (Мф. 4:10), то Он ожидает, что Его последователи не будут служить больше никому и ничему. Если мы демонстрируем свою верность и почитание кого-то или чего-то, кроме Бога, то это вызывает у Него ревность, ибо Он ревнивый Бог (1 Кор. 10:22 в Восстановительном Переводе, Российском Библейском Обществе, Славянском Евангельском Обществе, Современном Переводе; см. также Исх. 20:5; Втор. 4:24; 5:9; 32:16, 21).
Павел подчеркивал немыслимость совмещения участия в трапезе Господней и трапезе бесовской (1 Кор. 10:16-22). Если христиане едят идоложертвенное за языческими столами, значит они участвуют в поклонении бесам. Когда израильтяне приносили жертвы и ели от них (Лев. 7:15; 8:31; Втор. 12:17, 18), то они становились участниками системы жертвоприношений и поклонения Богу. Павел подчеркивает, что не считает, что идоложертвенное мясо или сам идол что-либо значат сами по себе, но настаивает, что, когда язычники приносят свои жертвы, то таким образом они поклоняются бесам, а он не хочет, чтобы коринфяне участвовали в поклонении бесам. Ибо человек не может быть одновременно в общении с Христом и с бесами.
Хотя Господня вечеря не является здесь главной темой Павла (1 Кор. 10:16-22), он преподает коринфянам истины о ней, предостерегая их от участия в поклонении бесам.
👉🏻 Не забудьте прочитать вторую часть статьи о Господней вечере!
#вечеря #причастие #евхаристия #христианство #религия #библия