Найти тему
Маша Пи

Про неудачи

Оглавление

На собеседовании обычно все очень охотно делятся успешными кейсами: тем, как им чудесным образом удалось достать телефон нужного человека, как подняли продажи на 220%, как сформировали с нуля команду и выиграли все награды региона и страны.

Это чудесно, ведь казалось бы любой HR ищет именно такого победителя, которому все ни по чем, который всегда выигрывал и не знает поражений. Но по факту, куда ценнее истории про неудачи: разумеется, если кандидат про них честно рассказывает, если умеет это анализировать и особенно - если он уже сделал выводы из этой ситуации.

Побеждать на самом деле умеют многие

Найти успешную историю и рассказать ее на собеседовании не так сложно. Хотя бы один положительный опыт был у подавляющего большинства кандидатов, нужно просто его грамотно преподнести, желательно с цифрами и всеми вводными до и после. К примеру, история о том, как один менеджер по продажам ухитрился так удачно сходить на переговоры, что клиент изменил отношение к компании и увеличил количество ежемесячных заявок в 2 раза! Звучит конечно круто, правда при детальном разборе выясняется, что ничего удивительного в истории нет. Менеджер просто пообещал на этот раз выполнить работу в срок, а по заявкам ситуация куда проще в абсолютных цифрах: была 1 заявка в январе, в феврале их стало 2, вот и увеличение в 2 раза. Правда, в марте снова пришла только 1 заявка (со сроками снова не удалось) - но кого это волнует в контексте истории про успешный успех.

Это, к слову, не камень в огород HR и не история про необходимость задавать правильные вопросы. Это скорее о том, что выдать за достижение можно что угодно, когда человек не погружен в контекст.

Про неудачи на работе предпочитают молчать

Для меня уже, честно говоря, вопрос про неудачи стал своеобразным маркером: вызывают сомнения те кандидаты, которые не могут вспомнить, когда у них хотя бы раз за весь опыт что-то не сложилось.

Например, у себя в команде я точно хочу видеть людей, которые хотя бы однажды в жизни облажались по полной, но не бросили свое дело, справились с эмоциями, нашли выход из ситуации или просто сделали выводы и пошли дальше.

Безусловно, справляться с неудачами - навык, который нужно развивать в себе, и не у всех был шанс это сделать. Но если передо мной кандидат с 15-ти летним опытом, который ни разу ничего не испортил - я буду его опасаться. Потому что возможно именно в нашей компании с ним это случится впервые, и кто знает, как он будет реагировать на свой неуспех - не сломает ли его это раз и навсегда.

Однажды я облажалась

Может быть я субъективна в этом вопросе, и на самом деле те, кто никогда не ошибался - они такие в принципе, и не будут ошибаться и в новой компании также, как и на предыдущих местах работы. Но я очень отчетливо помню один случай из своей практики и все время себе напоминаю о нем, когда что-то идет не так.

Я работала тогда в агентстве, у меня был заказчик, для которого нужно было найти кандидатов. Вроде бы ничего сложного, но вакансий у меня было много, и про этого заказчика я забыла, точнее даже не так - постоянно откладывала разговор с ним о том, что не могу никого ему найти.

В какой-то момент моим руководителям стало очевидно, что я ничего не делаю и клиент этим недоволен.

Мне долго объясняли в переговорке, как я испортила репутацию агентства

Сколько денег компания потеряет из-за меня, и что теперь мне вообще нельзя доверять, особенно крупные и интересные проекты на подбор. А виновата в этом только я одна, потому что позвонить и проговорить статус с клиентом - это очень легко, и для этого не надо быть сверхчеловеком.

Это был полный провал, и все выходные после этой адской пятницы я просто рыдала, лежа на кровати и глядя в потолок. О чем я думала? О том, что в понедельник надо тихонечко прийти сразу в отдел кадров, написать заявление на отпуск с последующим увольнением и больше никогда не ходить ни на какую работу.

-2

Если бы я так и поступила, вряд ли я бы смогла хоть чего-то добиться в будущем. Скорее всего, я стала бы тем самым кандидатом, у которого за полгода 3 места работы и везде причина ухода в том, что его недооценили, что на собеседовании план был другим, что все плохие, а я - хорошая.

Тогда, много лет назад, я нашла в себе силы встать утром в понедельник и все-таки пойти на работу, вытерпеть нелепое осуждающее молчание, перебороть себя и продолжить решать рабочие задачи. И каждый день я шла на эту работу с мыслью, что меня выгонят, что меня никто никогда всерьез воспринимать вообще не будет, что я до конца жизни буду максимум на скамейке запасных за свою оплошность. А каждое воскресенье я снова рыдала, потому что с понедельника все начнется сначала, и мой персональный ад продолжится.

Но оказалось, что все проходит

И память о моей неудаче - тоже. Особенно, когда потом несколько раз подряд что-то получается сделать действительно хорошо или когда помогаешь коллеге не облажаться по твоему же собственному примеру.

Я начала структурировать работу, записывать задачи, много планировать. Страх снова облажаться поднимал меня с кровати по утрам, заставлял доводить все до конца, перепроверять и быть настоящей занудой. И я до сих пор помню это ощущение липкого, холодного, скользкого страха, который начинает сползать в живот откуда-то с затылка, вокруг шеи и позвоночника. И он до сих пор заставляет меня быть занудой и доводить начатое до конца.

Конечно, на одном страхе облажаться карьеру не построишь. Но сейчас мне кажется, что с годами подниматься выше можно только тогда, когда не боишься опускаться на самое дно и знаешь, как от него оттолкнуться.