Есть распространённая точка зрения, что способность к литературному творчеству —своеобразный дар, полученный человеком от рождения. И это делает писателей избранными, людьми какого-то особого сорта.
Согласитесь, занятная точка зрения, которую активно поддерживают и многие писатели — им тоже приятно чувствовать себя избранными. В этом утверждении меня всегда удивляет вот что: получается, писателем человек рождается, и ему достаточно научиться складывать буквы в слова, чтобы написать шедевр. Поэтому никакого смысла учить этого одарённого нет, так же как нет смысла учить писательству того, у кого такой дар отсутствует. Кстати, время от времени сторонники этой точки зрения приходят ко мне в комментарии и возмущённо требуют прекратить заниматься ерундой и не плодить графоманов. Так как то, что я пишу, нужно только им, а настоящим «урождённым» писателям всё это ни к чему.
Утверждение, что писательский дар — врождённый, кажется мне неверным, точнее, излишне категоричным. Но определённая доля истины в нём есть. Правда, несколько иной истины, нежели думают сторонники избранности писателей.
Что такое способности
Сразу оговорюсь, что статья эта (возможно, будут и другие) основана на принципах старой, ещё советской психологии развития. И это направление психологии доказало свою эффективность – советские психологи знали толк в развитии личности.
Итак, овладение любой деятельностью, тем более творческой, требует от человека хотя бы элементарных способностей к этой деятельности. Способности – это целый комплекс качеств человека. Это не какой-то дар (в единственном числе), а разнообразные особенности интеллектуальной и эмоциональной сфер, характера, набор навыков и т. д. То есть именно комплекс, причём сочетание качеств у разных людей может быть различным. Главное, чтобы оно было полезным для успеха в определённой деятельности.
Например, способности к литературному творчеству могут включать:
- развитое воображение;
- гибкое, неординарное мышление, способность видеть необычное в обычном;
- чувство языка или чувство текста, позволяющее интуитивно ощущать неправильность, корявость предложения;
- хорошо развитую память;
- большой активный запас слов;
- знание и умение применять на практике разнообразные приёмы творческой деятельности;
- эмоциональную сензитивность (чувствительность) и способность к эмпатии – улавливанию эмоций других людей и сопереживанию… и многое другое.
Как вы понимаете, у кого-то одни способности будут больше развиты, у кого-то — другие. Но речь идёт именно о развитии. Способности не являются врождёнными, они формируются исключительно в процессе деятельности и никак иначе. Это касается любой деятельности. Для того чтобы развить кулинарные способности, нужно не только знать, как приготовить разные блюда, нужно учиться готовить, нужна практика. Для того чтобы развить способности к литературному творчеству, нужно писать, учиться, узнавать приёмы писательской техники и оттачивать их на практике. И в том числе пополнять словарный запас, развивать воображение и память, учиться мыслить нестандартно, анализировать творчество других писателей, узнавая их «рецепты» и т. д.
Но одни люди осваивают деятельность без каких-то сложностей, легко, словно играючи, и с удовольствием. Другим процесс освоения приёмов писательства даётся сложнее, а третьи и вовсе забрасывают это дело или превращаются в обиженных на весь свет непризнанных гениев, потому что не понимают, что не так в их книгах и почему их не читают даже бесплатно.
Дело в том, что у способностей всё же есть врождённая основа – задатки. И без них овладеть деятельностью (любой) очень сложно, а то и невозможно.
Что такое задатки
Значит, задатки и есть тот самый дар? Ну… так себе дар. Сами по себе задатки ещё ничего не значат. Это врождённые психические и физические особенности человека, они создают возможности или предпосылки развития способностей. Но вот будут ли эти возможности реализованы, зависит от самого человека.
Тем более задатки, как правило, общего характера, и использовать их можно в разных видах деятельности или не использовать вообще. Например, к задаткам относится определённый уровень и вид интеллекта (да-да, интеллект бывает разных видов). Причём для творчества не нужен очень высокий уровень интеллекта, так как он способствует слишком рациональному мышлению. А оно препятствует рождению действительно выдающихся произведений литературы и искусства. Творчество отчасти иррационально. Тем более выделяют несколько видов интеллекта (по Г. Гарднеру). Например, есть музыкальный интеллект, логико-математический, лингвистический, визуально-пространственный, эмоциональный и т. д. То есть полезен для развития способностей к писательской деятельности далеко не всякий интеллект.
К задаткам относятся также особенности сенсорной сферы, например, эмоциональная чувствительность или, допустим, слух, а он тоже бывает разный. Музыкальный или звуковысотный нужен для музыкантов, а вот фонематический (речевой) не помешает писателю.
Гибкость мышления, способность быстро переключать внимание играют важную роль в творчестве. Но в любом творчестве, а не только в литературном.
Из всего этого можно сделать два вывода.
- Одарённость — это обладание человеком разнообразными задатками, и она облегчает освоение разных видов деятельности. Высказывание «Талантливый человек талантлив во всём» не лишено оснований.
- Сами по себе задатки не гарантируют ни развития способностей, ни успеха в какой-то деятельности. Они лишь создают возможности для этого.
А это, значит, что задатки надо включать в деятельность, адаптировать их к определённой сфере через овладение техникой, приёмами, секретами мастерства. Только так можно развить способности и добиться успеха в выбранной области творчества.
А если нет необходимых задатков, можно ли их как-то компенсировать?
Как правило, можно, но процесс овладения деятельностью будет значительно сложнее. Есть и такие задатки, которые играют определяющую роль. Например, музыкальный слух необходим для занятия музыкой, без него никак. Но он (как и интеллект) бывает разный: тембровый, звуковысотный, мелодический и т. д. Если вообще нет никакого, то, возможно, есть чувство ритма и можно пойти в ударники.
Примерно так же обстоят дела с писательскими способностями. Правда, отсутствие образного мышления будет сильно мешать овладению литературной деятельностью, но можно использовать логическое и просто имитировать образный стиль. Хотя, конечно, это совсем не то. Образное мышление можно и развить, если есть такое желание. Хотя с врождённым оно, конечно, не сравнится. В конце концов, отсутствие ярких образов в книге можно компенсировать лихо закрученным сюжетом. Наверное…
Но главное — задатки хоть и важны, но не гарантируют успеха в литературном творчестве. А способности в любом случае требуют развития. Значит, ведущую роль играет именно упорный труд и осознанное овладение приёмами деятельности, техникой. Без этого мастерство невозможно.
И ещё. Люди, не обладающие задатками к писательской деятельности, очень редко стремятся развиваться в этой сфере. Возможно, пробуют писать часто из зависти к успешным авторам, но к самому процессу их не тянет. Нет склонностей. Поэтому литературный труд они быстро забрасывают, или же убеждая себя, что они тоже не хуже, упрямо «грызут кактус». Но в любом случае учиться они не желают. Им это скучно, так как отдачи они не чувствуют — развивать-то нечего.