Год выхода: 1991. Продюсер: Рик Парашар
Редко какой рок-песне удавалось столь успешно обмануть публику, как это смогла сделать Alive группы Pearl Jam. Для случайного слушателя, неравнодушного к риффам стадионного рока и обожающего подпевать радиохитам, вышедший в июле 1991 года трек стал просто гимном хорошего настроения без каких-либо задних мыслей. Но для осведомленной аудитории — и в первую очередь для фронтмена сиэтлской группы и автора текста Эдди Веддера — Alive был дерзким выплеском самых мрачных глубинных эмоций, изгоняющим ядовитых демонов детства истошным криком. «Это был чистый вымысел, основанный на реальных событиях», — объяснил однажды Веддер. — «В каком-то смысле эта песня была способом избавиться от всего этого».
Любопытно, что музыка для Alive появилась на свет раньше самих Pearl Jam: песня исполнялась на концертах будущими музыкантами группы, которые тогда входили в состав команды Mother Love Bone. При этом гитарист Стоун Госсард вспоминал, что «у нее была точно такая же аранжировка, только [вокалист] Энди Вуд пел совершенно другой текст».
После того, как история Mother Love Bone завершилась передозировкой Вуда, Госсард отправил демо-запись по почте Веддеру в Сан-Диего, где тот занимался серфингом на туманных тихоокеанских пляжах. В результате певец решил проложить для песни более мрачный курс. «Все сложилось в единое целое прямо там, на воде», — вспоминает он. — «В тот день я не поймал ни одной океанской волны, но это было больше, чем все волны вместе взятые».
В припеве Alive будто впадает в состояние эйфории и взывает о внимании к себе, но спокойные в плане музыки куплеты звучат даже более тревожно. Веддер ведет хронику жизни обманутого ребенка, которому сообщают, что «тот, которого ты считал своим папочкой, был не более чем…» // 'what you thought was your daddy was nothin' but a...', а также, что «когда ты в тринадцать лет сидел дома один, твой настоящий отец умирал» // 'while you were sittin' home alone at age thirteen, your real daddy was dying'.
Веддер знал, о чем пел: его тоже воспитывал отчим, которого он считал родным отцом, а годы спустя Эдди обнаружил, что его настоящий родитель умер от рассеянного склероза. «Мне кажется, я просто хотел знать, любил ли он меня и насколько сильно», — размышляет вокалист. — «К тому времени как стать подростком, я ни на грош не доверял ни одному взрослому».
Тему песню вряд ли можно назвать ширпотребной, но громоподобный музыкальный фон, который создают музыканты группы, позволил Alive прыгнуть выше головы и пробиться в Топ-20 США и Великобритании. Отрадно, что, когда песня стала визитной карточкой альтернативного рока начала 90-х, Веддер нашел в ней новый глубокий смысл.
«В оригинальной истории подростку сообщают шокирующую правду, которая навсегда лишает его жизнь смысла», — сказал он. — «Фраза «Я все еще жив» // 'I'm still alive' звучала для него как проклятие. Но фанаты сняли проклятие. На концертах зрители то и дело принимались прыгать и размахивать руками во время припева, и тем самым изменили для меня смысл этой песни».