В. А. Серов Жизнь и творчество, 1913 год.
Начать новую рабочую неделю мы хотели бы с разговора о высоком! Даже если вы не разбираетесь в искусстве и не знакомы с биографией художника, наверняка многие помнят еще по школьной программе картину “Девочка с персиками”. Гармоничный колорит, мягкий свет и легкий румянец на лице девочки удивительно точно сумел передать на полотне выдающийся русский художник Валентин Александрович Серов. Не менее известный критик, искусствовед и художник Игорь Грабарь посвятил ему монографию, с изданием которой нам и предстояло поработать.
Книга 1913 года дошла до нас в относительно хорошем состоянии. Наши мастера отреставрировали переплет и подтонировали покрывной материал, восполнили утраты по краям и вернули тиснению прежнюю яркость. Несмотря на кажущуюся простоту, такая работа требует внимательности и терпеливости, а также определенных художественных навыков. Например, для реставрации переплета нужно уметь подобрать цвет “тон в тон”, не говоря уже об опыте работы с разными переплетными материалами и инструментами. Самым сложным этапом работ было восстановить несколько утраченных страниц, с чем мы справились на отлично! Книжный блок был обеспылен, почищен и перешит.
Поговорим немного о самом издании. Книга уникальна тем, что она писалась о Серове и вместе с Серовым. Он сам читал рукопись и вносил свои предложения по поводу ее содержания. Поэтому она обладает особой достоверностью и наиболее близка к авторской позиции Серова-художника. Издание было задумано Грабарем в Париже во время выставки русских художников, устроенной Дягилевым на Осеннем салоне в 1906 году.
Идею одобрил Александр Бенуа – наиболее авторитетный художественный критик и историк искусства того времени. Открывать серию было решено выпусками, посвященными Врубелю, Левитану, Серову, Сомову и Якунчиковой, то есть тем художникам, чьи произведения многократно воспроизводились в журнале “Мир искусства”.
Материал для монографии Серова был собран в течение 20 вечеров и долгих бесед с художником, когда они разбирали архивы эскизов мастера и в памяти Серова всплывали те события жизни или личные переживания, которые были связаны с каждой из работ. Таким образом, в книге удалось слить воедино жизнь и творчество, показать их связи и способы взаимодействия, проникнуть, в конце концов, в святая святых художника - в его творческую лабораторию.
Грабарь постоянно встречался с Серовым, наблюдал за его работой, был свидетелем рождения ряда замечательных произведений художника. С большой проникновенностью, основываясь на переписке, воспоминаниях и личных беседах с Серовым, Грабарь обрисовывает его характер, ближайшее окружение, раскрывает его отношение к кардинальным вопросам искусства и общественной жизни, глубоко и проникновенно анализирует работы мастера.
Помимо интересного текста, издание богато иллюстрировано цветными и черно-белыми репродукциями знаменитых и малоизвестных картин В.А.Серова, эскизов и зарисовок к ним, сопровождается списком его работ. Добавим, что эта монография, как и вся серия, созданная Грабарем, до сих пор пользуется популярностью у всех поклонников искусства. А большое количество красочных иллюстраций никого не оставит равнодушными.
А вам нравится творчество В. А. Серова? Напишите в комментарии!
Вашим книгам и фото нужна помощь? Приглашаем Вас в нашу мастерскую!
Подписывайтесь на нас в: 👉 Instagram 👉 YouTube 👉 Facebook 👉 Telegram