Пару недель назад решил я навести порядок на одном из своих старых и пыльных жёстких дисков, на которых я складирую фотографии из поездок. И вот, в папке "2015" обнаружилась крайне интересная табличка, которую я, видимо, сохранил из интернета перед поездкой в Крым в том самом достопамятном году.
Это была одна из первых моих поездок по трассе М-4, именно поэтому я бережно сохранил всю нужную информацию. И вот, сижу я, смотрю на эту табличку и утираю скупую слезу. Ах, какие же там красивые числа. Да и платных участков куда меньше, чем сейчас. И решил я посчитать, а насколько же сильно увеличилась цена за проезд по платной дороге "М-4 Дон" и заодно сравнить её с официальной инфляцией.
Итак, берём калькулятор инфляции и рассчитываем её с января 2015 по январь 2022 года. Получаем 50.84%. Уф, ну и цифры. Получается, деньги за эти 7 лет обесценились вполовину... Но сегодня разговор не об этом.
Теперь давайте сравним стоимость какого-нибудь участка, который был неизменным и в 2015 году и в 2022. Пусть это будет большой участок 330-414 км в Липецкой области. Итак, в 2015 году цена проезда по нему составляла 100 рублей ночью и 120 днём.
В 2022 году ночного и дневного тарифа больше нет. Есть будние дни и пятница-воскресенье. Проезд в будние дни стоит 200 рублей, в выходные - 230 рублей. Итого повышение цены составило от 67% при минимальном раскладе до 130% в максимальном (раньше вы могли ночью в субботу проехать участок за 100 рублей, сейчас - уже за 230 рублей).
В целом по всей трассе картина похожая. Но, честно говоря, я ожидал более страшных цифр, потому что чётко помню, что раньше за всю поездку у меня уходило чуть более 500 рублей, а сейчас - больше 2000 рублей.
А дьявол кроется в деталях. Точнее - в новых участках. И если за обход Лосево я готов сказать спасибо, он был реально нужен, то вот практика перевода бесплатных участков в платные это, конечно, сомнительное удовольствие. В 2015 году за поездку от Москвы до Краснодара вам пришлось бы отдать 540 рублей, а если вы воин ночи и едете только в тёмное время суток, то вообще смешные 375 рублей.
А теперь нынешние цены. Только давайте сделаем так: проведём 2 расчёта - вместе с обходом Лосево и без него. Всё-таки этот участок построен заново и я считаю нечестным сравнить стоимость вместе с ним. Остальные участки максимум подвергались определенной реконструкции, но количество полос на них не изменялось.
Итак, вся трасса М-4 в 2022 году в будние дни обойдётся вам в 2100 рублей с обходом Лосево и в 1770 рублей без него. Итого ваша поездка на юг только в отношении платных дорог за 7 лет подорожала минимум на 327 процентов!
А если взять за основу расчёта выходные дни - то там цифры ещё более весёлые. 2650 рублей с обходом Лосево и 2280 рублей без него. Подорожание - не менее 422 процентов.
То-то я в последнее время начал замечать, что на платных участках машин стало сильно меньше. Если раньше сумма была незаметна, то теперь - прилично бьёт по карману. Думаю, лет через 5 трассу М4 сделают платной практически полностью, а за проезд по ней мы будем платить сумму в районе 5000 рублей.
И да, я не против платных трасс, даже скорее за, но только в одном случае - если они построены заново и сохранена альтернативная дорога. Тогда у водителей остаётся возможность выбора. Но на М4 иногда доходит до смешного - выезжаешь на платный участок, а там ремонт километров на 20 и все едут по одной полосе со скоростью 60-70 километров в час. И за что мы в таком случае платим?