Когда мы впервые видим на экране этого персонажа советской картины, он произносит памятные всем слова: «Опять ты мне эту икру поставила! Не могу я её каждый день, проклятую, есть. Хоть бы хлеба достала…»
Зритель находится в некотором недоумении. У бывшего царского государственного служащего таможенника Верещагина по тем временам уж слишком шикарный дом. Большой белый особняк на побережье, осетры, плавающие в бассейне, маленький, но уютный внутренний дворик, павлины, свободно ходящие по нему, ну и прочие атрибуты дореволюционного дворянского шика.
Не кажется ли вам, что простой чиновник слишком уж хорошо живет? Особенно, с учетом того, что он «мзды не берет» и, согласно легенде фильма, является честным и благородным человеком? Ведь за державу ему обидно совсем неспроста!
На деле, в данном случае все вполне логично и прекрасно соответствует исторической действительности. Советские кинематографисты ни в чем не пошли против истины. Правда, то, что про сюжетная линия Верещагина будет понятна далеко не всем. В конце 1960-х подтвердить ее реальность могли только одни старики. В настоящее время об этом никто не помнит.
Дело в том, что в Российской империи таможенники находились на особом положении. Чтобы они имели больше мотивации бороться с контрабандой, был принят специальный закон. В зависимости от количества и вида товаров, которые тайно пытались перевезти через границу, пресекший это чиновник имел право на премию до половины от их общей стоимости.
В результате профессия таможенника считалась довольно денежной, и кого попало туда не брали. Желающие поступить на службу проходили строгий отбор. Но зато впоследствии могли неплохо заработать. Если их направят нести службу в какие-то «рыбные» места, конечно. Закаспийская область, то есть, нынешняя Туркмения, где по легенде фильма нес службу Верещагин, располагалась на границе с Ираном. И от желающих немного заработать на контрабанде отбоя, как правило, не было.
Вот российские таможенники их и ловили. Куда ведь лучше заработать на предотвращении незаконного дела, чем войти в долю со злоумышленниками и подвергаться опасности. Лучше остаться на стороне закона и считать себя честным человеком, в данном случае это было банально выгоднее. Получается, что прекрасное благосостояние и слова «я мзду не беру» совсем друг другу не противоречат.
Кстати, именно отсюда растут ноги у того факта, что таможенник Верещагин хранит у себя целый арсенал. Его работа считалась весьма опасной, контрабандисты далеко не всегда сдавались и отдавали свое добро. Очень многие, особенно в таком непростом месте, оказывали серьезное вооруженное сопротивление. Отсюда и уважение, которое Черный Абдулла высказывает старому царскому служаке. Как будто некогда у них были общие дела.
В любом случае, то, что он сумел выжить и дожить до таких седин, уже само по себе дорогого стоит. Таможенники Российской империи, согласно тогдашним законам, имели право на сокращенный срок службы, и лет в сорок пять уже могли уходить в отставку. Как правило, к тому времени у них уже имелся достаточный капитал, чтобы переехать в одну из столиц, либо выбрать для поселения какое-нибудь тихое местечко.
Но Верещагин, очевидно, такой возможностью не воспользовался и продолжал тянуть свою лямку на благо отчизны. Да еще и после падения царской власти продолжал ввязываться в опасные ситуации. Отсюда, кстати, законное недовольство его верной жены. Она рассчитывала выйти замуж за симпатичного офицерика, который бы никогда не нуждался в деньгах, пожить с ним немного у черта на куличках, а после переехать в места поприятнее. А тому вдруг стало за державу обидно))
#советское кино #белое солнце пустыни #туркмения #средняя азия