Исламская Республика Пакистан - это единственное государство-член Организации объединённых наций, которое не признаёт Республику Армения.
Её, Армении, просто нет, её не существует как государства, её вообще не должно быть, по мнению руководства Пакистана. И эта позиция властей в Исламабаде не изменилась за три десятилетия, прошедшие с момента разрушения Советского Союза. Для обоснования такой позиции пакистанские эксперты, аналитики и официальные лица обычно называют две причины: "исламская солидарность" с народом Азербайджана и отрицание Пакистаном геноцида армян в Османской империи, за признание которого борется Армения. Но может быть это лишь риторическая завеса для собственной "страустиной" позиции в отношении своей же кровавой истории? В отношении преступлений правящей верхушки Пакистана, совершённых против ПАКИСТАНСКОГО населения, против единоверцев и единства страны в 1971 году.
Капитуляция более чем 90-тысячной группировки пакистанских войск 16 декабря 1971 года в Дакке и появление на политической карте мира нового многомиллионного государства Бангладеш – это не только и не столько результат происков "индийских врагов". Поражение в войне и развал страны – это лишь печальный итог кровавой бойни, начатой частью военных 25 марта 1971 года на востоке тогда ещё единого Пакистана, и названной "операция Прожектор". Аресты, убийства и изнасилования мирных жителей Восточного Пакистана приобрели поистине чудовищный размах.
Три миллиона погибших, иногда озвучиваемые в прессе, это конечно общее количество число жертв бенгальской трагедии 1970-71 годов, включая пострадавших от наводнения и умерших от голода, вызванного им. Но на счету собственно пакистанских военных преступников – сотни тысяч человеческих жизней, жизней мирных бенгальцев, их единоверцев-мусульман, их сограждан. И десять миллионов беженцев, нашедших убежище в Индии.
У карателей, доставленных в начале 1971 года на территорию нынешней Бангладеш в гражданской одежде и гражданскими же авиалиниями, на этот счёт было своё мнение: "Это война между чистым и нечистым... Люди здесь могут иметь мусульманские имена и называть себя мусульманами. Но в душе они все индусы. Мы сейчас их разбираем по частям... Те, которые выживут, станут настоящими мусульманами. Возможно, мы даже научим их урду". Так говорил один пакистанский майор британскому журналисту Энтони Маккаренхосу в конце марта 1971 года в Дакке. Так же, наверно, думал и пакистанский "президент", друг США И Китая, Яхья Хан, покидая Дакку накануне начала операции "Прожектор". Похожие мысли должны были "бурлить" в голове будущего "миротворца" Зульфикара Бхутто, аплодировавшего с балкона своего номера в отеле в Дакке "успехам" пакистанской армии. Интересная "исламская солидарность" получается у пакистанского руководства: Армению мы не признаём, но про геноцид сотен тысяч собственных граждан-мусульман предпочтём позабыть.
Не удивительно, что подобный неадекватный подход к СВОЕМУ населению, проявленный выходцами из Западного Пакистана, всколыхнул бенгальцев, поднял волну народного гнева. 16 декабря 1971 года генерал Ниязи, командующий пакистанскими войсками на Восточном фронте, капитулировал в Дакке не только перед командованием индийских вооружённых сил. Вместе с индийцами, плечом к плечу, за свою жизнь и свободу сражались десятки тысяч бойцов народного ополчения, партизанских отрядов и регулярных частей Мукти Бахини, ставших основой ВС будущей Бангладеш. И моряки-подводники из Восточного Пакистана, ставшие боевыми пловцами нарождавшегося бенгальского флота, и солдаты пакистанской армии, перешедшие на сторону своего народа, и студенты, мстившие за казни товарищей и преподавателей, и, главное, миллионы крестьян, поддержавших народную войну – все они взялись за оружие в ОТВЕТ на геноцид со стороны правящей верхушки государства и части военных, превратившихся в карателей. Не Индия и не СССР вдохнули жизнь в Мукти-Бахини. Это сделали Язья Хан и его "подельники", разрушившие единую страну в своём националистическом западно-пакистанском угаре.
Армению признают даже Турция и Азербайджан, находящиеся, мягко говоря, не в самых простых отношениях с этой республикой. То ли потому, что они имеют в активе многовековой опыт предков в вопросах международной политики и дипломатии, то ли руководители этих стран более прагматичны и адекватны, но они предпочитают признавать соседа, хоть и являющегося для них "не простым".
Нынешний Пакистан – ядерная держава, она сильна в военном отношении, очень важна в международной политике, и без учёта мнения Пакистана обеспечить полную стабильность в регионе вряд ли возможно. Но почему руководство Исламской Республики до сих пор сидит на "идеологическом шпагате" как в вопросе событий 1971 года, так и в вопросе признания Армении? Наверное, ответ на это должен иметь несколько измерений, и "армянский фактор" здесь явно не так важен.
У Пакистана продолжается перманентное противостояние с Индией, становящейся всё более "хиндутвинской" страной. У Пакистана остался лишь один "покровитель" – Китай, а США, по всей видимости, "кинули" своего давнего союзника в "лучших" англо-саксонских традициях. У Пакистана сильные проблемы внутреннего сепаратизма, в первую очередь – в Белуджистане и в бывшей "Зоне племён". Видимо это, да и многое другое стимулирует современные руководство и элиты государства скрывать от своего населения большую часть правды о трагедии миллионов мусульман в Восточной части некогда единой страны, случившейся более полувека назад. Сложно тащить на себе груз прошлых преступлений против человечности, но ещё сложнее и страшнее скинуть его с плеч – тонкая, но прочная нить финансовых, родственных и других связей нынешней пакистанской элиты с прошлыми режимами может потянуть её, да и всё государство в пропасть вместе с этим "грузом ответственности".
P.s.: иллюстрации зверств подчинённых Яхъи Хана не приведены в соответствии с правилами Дзена - они очень ужасны.
Но не всё так линейно и однозначно в Пакистане, в обществе и народе, как может показаться на первый взгляд. Особенно глядя издалека, зачастую – в экран телевизора или на монитор компьютера. 29 июля 2021 года в Пешаваре с воинскими почестями по ХРИСТИАНСКОМУ обычаю прошли похороны подполковника пакистанской армии в отставке, героя войны 1971 года, Дерека Джозефа. Он был армянином, воевал на фронте и к военным преступлениям отношения не имел.