Найти в Дзене
ПОД СТУК

Зачем на железной дороге смазывают рельсы? Ведь на скользких рельсах увеличивается тормозной путь.

Оглавление

Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! В этой статье я расскажу, для чего нужно смазывать рельсы на железной дороге, на каких участках это делается и, чем их, собственно, смазывают и, конечно же, о том, какие приспособления используются для этой операции.

Для чего нужно смазывать рельсы?

Авторы железнодорожной и смежных тематик на «Яндекс.Дзен» постарались и написали внушающее количество статей, посвященных физике поворота поезда, поэтому наверное уже всем известно, что при прохождении кривой (так железнодорожники называют повороты), колёсные пары слегка смещаются в противоположную от поворота сторону так, что колеса левой стороны (если кривая направлена вправо), а точнее их гребни, начинают соприкасаться с внутренней частью головки рельса.

В результате возникает сила трения между головкой рельса и гребнем, что приводит к износу этих элементов, а значит, требуется чаще заменять рельсы и проводить процедуру по обточке колёсных пар. Более того, дополнительное трение приводит к увеличению сопротивления движения, а значит требуется больше топлива (или электроэнергии), а также уменьшается «полезная» мощность локомотива. Особенно если дело происходит в кривых малого радиуса (читай «крутой поворот»).

Схема колесной пары для понимания того, что такое гребень
Схема колесной пары для понимания того, что такое гребень

Особенно остро встала эта проблема после того, как в 70-90х годах прошлого столетия ширина колеи стала не 1524 миллиметра (которая была принята ещё при проектировании Николаевской железной дороги между Петербургом и Москвой), а уже привычные 1520 миллиметров. Это было сделано для увеличения стабильности пути при эксплуатации грузовых поездов, повышения устойчивости вагонов и, конечно же, увеличения скорости движения без модернизации многочисленного подвижного состава. В общем, решили одну проблему - создали другую.

Схема рельса для понимания того, что такое головка
Схема рельса для понимания того, что такое головка

Чем и как смазывают рельсы?

Нет, конечно рельсы не стали смазывать именно после того, как уменьшили ширину колеи на 4 миллиметра. Рельсы смазывали вручную ещё до революции, просто с уменьшением ширины колеи, эта проблема встала наиболее остро.

Самый простой вопрос - чем смазывают рельсы. Тут всё просто, для этого используется графитовая смазка. А вот как их смазывают - вопрос более интересный. Сначала, конечно, это делали вручную, а потом появились специальные статические устройства и специализированный подвижной состав. Кстати, сам процесс смазывания ещё называют лубрикацией.

Подвижной состав для смазывания рельсов

Существуют на железных дорогах специальные единицы подвижного состава - чаще всего это именно вагоны-рельсосмазыватели, они более эффективны. Также использовались локомотивы-рельсосмазыватели - чаще всего применялись электровозы «ВЛ», их ещё называли «маслёнками», и даже иногда применяются автомотрисы.

-4

Однако, как и я написал выше, широкое применение нашли именно вагоны-рельсосмазыватели. Они ездят по всей стране в составе пассажирских и почтово-багажных поездов, во время движения нанося графитовую смазку на внутреннюю часть головки рельса.

-5

Стационарные путевые рельсосмазыватели

Также перед кривыми иногда устанавливаются, так называемые, стационарные путевые рельсосмазыватели. Принцип их действия весьма прост: когда проезжает поезд, устройство, с помощью форсунок, подает на рельсы смазку (лубрикант), а колёса поезда уже «размажут» её по рельсам на протяжение нескольких километров.

-6

Ну на вопрос о том, что на скользких рельсах поезд будет иметь более длинный тормозной путь, отвечаю: смазывается то не поверхность катания, с которой контактируют колеса постоянно, в ходе движения, а внутренняя поверхность головки, с которой соприкасаются гребни колесных пар в кривых. Да, что-то там попадает и на поверхность катания, однако это сильно влияет только при вождении тяжеловесных поездов. Кстати, лубрикации подвергаются не только участки с кривыми, но и стрелочные переводы.

Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке! Поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!
-7