Найти в Дзене
КУЛЬТУРА.РФ

История России в сатирических картинках. Первые русские карикатуры

Указ брить бороды и война 1812 года, Кровавое воскресенье и антирелигиозная кампания 1930-х годов остались не только в официальных документах и учебниках, но и на рисунках карикатуристов. Изучаем российскую историю по сатирическим картинкам.

Карион Истомин. Букварь. XVII век
Карион Истомин. Букварь. XVII век

До XVII века юмор на Руси существовал только в словесной форме. В изобразительном искусстве — достоянии церкви — не могло быть и речи о насмешках. Художники проявляли остроумие лишь в тонких намеках. Например, букву Д в книгах традиционно изображали в виде библейского царя Давида с арфой, но некоторые оформители помещали скомороха с гуслями. Это был смелый поступок в обществе, где скоморошество осуждала власть и преследовала церковь. В азбуках буквы рисовали в виде забавных людей и животных, чтобы лучше запоминалось.

Автор неизвестен. «Цирюльник хочет раскольнику бороду стричь». Первая четверть XVIII в. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва
Автор неизвестен. «Цирюльник хочет раскольнику бороду стричь». Первая четверть XVIII в. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва

Во второй половине XVII века в России начали создавать потешные картинки по образу и подобию европейских. Изображение вырезали на доске, а затем раскрашивали полученные оттиски. По одной версии, название таких листов — лубочные — происходит от названия липовых досок (лубе). По другой, слово связано с лубяными коробами, в которых торговцы разносили товар.

Такие картинки сопровождались текстами, часто приправленными непечатным словцом: ведь это был народный жанр, далекий от официоза. Мастера лубка пересказывали новости из газет, сказки и былины. Так сатирические сюжеты впервые заняли центральное место в русском изобразительном искусстве. Особой популярностью пользовались фривольные темы: как старик ухаживает за молодыми девушками, бестолковый жених не может присватать невесту, а знатный кавалер «подбивает клинья» к торговке блинами.

Пантелеймон Лепешинский. Как мыши кота хоронили. 1903
Пантелеймон Лепешинский. Как мыши кота хоронили. 1903

Подпись к популярному лубку «Как мыши кота хоронили» гласила: «Кот казанский, ум астраханский, разум сибирский». Некоторые специалисты видят здесь скрытую пародию на царские регалии, где в образе кота — Петр I, смерти которого радовались «мыши» — противники реформ.

Иван Теребенев. Угощение Наполеона в России. 1812
Иван Теребенев. Угощение Наполеона в России. 1812

Знаменитый петровский указ «бороду брить» отражен в работе «Цирюльник хочет раскольнику бороду стричь». С 1721 года производство лубков регулировало законодательство. Нужно было получать разрешение на их изготовление, качественно пропечатывать портреты царских особ и не допускать политических насмешек. В 1812 году на лубках изображали изгнанных из России французов. С 1820-х годов картинки разрешали печатать только на бытовые и патриотические темы: работы просматривали цензоры.

Автор: Екатерина Гудкова