С легкой руки Джоан Роулинг, в фэнтези-мирах, обязательно должна присутствовать «школа чего-нибудь». Роулинг не первая эта придумала и ввела в оборот, но именно ее зеркалят и копируют другие авторы фэнтези, порой не задумываясь о необходимости этой детали в своем сюжете и в своем мире.
А как же – раз в «Гарри Поттере» есть, значит должно и у других быть. Вот и вводят, порой ни к селу, ни к городу – очередную «академию волшебства», «школу вампиров», заведение для элитных молодых дворян или еще что-нибудь. Вот только в сюжетах Роулинг в этом есть прямая необходимость, коли уж вокруг школы «строится» ее мир. А у некоторых других писателей, получается ненужная сбоку припека. Зачем? Иногда им и самим неведомо.
Сериал (или фильм?) «Этерна» в этом плане отличный показатель. У самой Веры Камши, в ее первой книге, вопрос о том нужна ли школа Лаик, где обучают, хм, оруженосцев, возникает не сразу – а вот уж в фильме «постарались на славу». Лучше показать, что этот корпус необходим государству Талиг (да и самим молодым дворянам), как телеге пятое колесо, нужно еще суметь. Сразу вопрос – а зачем нужно учиться на … оруженосца? Почему нельзя сразу «пойти» в оруженосцы (и к 16 годам стать уже продвинутым бойцом), кроме этого, кажется, применительно к аналогичной реальной эпохе, некоторые еще и с детства пажами начинали.
С форума Веры Камши:
«А в 16 лет юноша либо уже все умеет, либо уже ничему не научится
Это экспресс-курсы какие-то получаются, а не школа».
Простой вопрос – а для чего вообще нужны учебные заведения, хоть Наваррский колледж, хоть бывшее ПТУ в калужском райцентре? Хотя бы для того, чтобы государство смогло получить обученную молодежь, которая сама самостоятельно получить знания не сможет. А что показали в «Этерне»? Чему там учат элиту, сыновей верхушки местной аристократии? Ничему такому, вот совершенно, чего бы унары (кроме, может быть Ричарда), не могли бы получить в поместьях своих кланов.
Для начала нам показали урок (только не смейтесь, те, кто не смотрел) «обществознания». Это так местный «завуч по воспитательной работе», выражается. Но урок сильно смахивает на опрос – тестирование, и судя по тому, как парни отвечают – подкованы они в теории политической географии неплохо. Вполне логично – они же из видных замков приехали, где за столетия обитания в оных их рода, должна скопится серьезная библиотека, за сотни лет существования клана в нем должна была быть хотя бы пара лордов-книжников. Но нелогично то, что нового они ничего не узнают – кадетам ничего не растолковывают, во всяком случае, зрителю этого не показали.
Далее – фехтование. Бедняги, дома-то в отцовских замках, «мастеров над оружием» у них нет. Надо ждать 15-тилетия, отправят на год-полгода в Лаик. А если война и внезапное вторжение врага, а сыну герцога еще 14 лет? То есть у нас опять не обучение новому, а тренировка экспрессом? Или унаров никто не учил дома? Тут для сравнения уместно, мне кажется, вспомнить «Гардемарины, вперед!», экранизацию одного более известного приключенческого романа – «Трое из навигацкой школы».
За очень краткое время, режиссер показала насколько важна эта школа для героев. И это при том, что и в фильме, и в книге учеба гардемаринов изложена только в прологе, а в «Этерне» унары торчат в своем институте до финала. Ведь научиться биться на шпагах Сашке Белову и Алешке Корсаку (в отличии от унаров) попросту негде, не с кем и не у кого. У них и замков-то нет, есть только папенькина/маменькина деревенька с мужиками.
Занятный момент, я давно смотрел «Гардемаринов» и не помню точно, упоминается ли там специальность штык-юнкера Котова, в романе это – «Рыцарская конная езда и берейторское обучение лошадей», над чем Нина Соротокина иронизирует – ведь придумать что-то более бессмысленное для моряков трудновато.
А вот для будущих оруженосцев – отнюдь, это как раз одна из первоочередных дисциплин. Это вот прямо для них – рыцарская конная езда. Но этого нет. Унары за время пребывания в этой школе не забудут с какой стороны к конику подходить и как в седло залезать? Или они собираются бежать за своим патроном держась за стремя? Зато их учат чему-то вроде регби – они с квадратным мячом на супостата в атаку пойдут. Кстати, а откуда Ричард Окделл знает правила командной игры, коли уж он жил без свиты? С кем он играл в эту игру? Странно для герцога, даже опального – свиты нет, общения с вассалами нет.
Налицо в фильме показана полная бессмысленность Лаика, с учетом еще и того, что для заявленного этапа развития общества, оруженосцы уже жуткая архаика. Нам же здесь сценарист с режиссером не потрудились объяснить их церемониальную или традиционную необходимость? Да и безопасность, хм, на уровне – какой-то монашек нападает на кадета, а спятивший «завуч» чуть было не не ухайдакал половину курса. Ага, чуть было не лишил энную часть аристократии королевства сыновей (в том числе первых и единственных наследников) и хоть бы хны. Ничего ему за это не сделали.