Год выхода: 1971. Продюсеры: Иэн Андерсон и Терри Эллис
По итогам 1969 года группа Jethro Tull имела в своем активе попадание сингла Living In The Past в Топ-3 Великобритании и первое место альбома Stand Up. Тем не менее, добраться до первой десятки США они так и не смогли, максимально приблизившись к ней год спустя с экспериментально-фолковым альбомом Benefit. Прорваться к американской аудитории удалось в 1971 году с выходом пластинки Aqualung. Создание диска, который впоследствии стал самым продаваемым альбомом Tull, начиналось с записи одного из самых известных риффов группы.
Иэн Андерсон вспоминает, что, как и основная часть альбома, заглавный трек появился благодаря особому подходу к сочинительству, которое вокалист и автор песен привнес в проект. «Aqualung родился на свет во время акустического джема, мне пришлось приложить немало воображения, чтобы расслышать в музыкальном экспромте нотки будущей песни. При этом надо было твердо понимать, что смогу ее спеть», — рассказал Андерсон.
Tull записывали альбом Aqualung в лондонской студии Island Studios. Итоговая аранжировка заглавного трека вобрала в себя множество стилей, которые они добавили к опробованной ранее смеси фолка и рока, но здесь также чувствовался заметный отголосок метала. Как по тональности, так и по замыслу цепляющее гитарное вступление из шести нот имеет много общего с мрачными мощными риффами только зарождавшихся в те годы Black Sabbath. Присутствовал даже знаменитый саббатовский тритон «интервал дьявола». И это, скорее всего, не случайно, ведь гитарист Black Sabbath Тони Айомми успел ненадолго присоединиться к группе в 1968 году, прежде чем его заменил будущий долгожитель «таллов» Мартин Барр.
Барр не только оживил песню блестящим соло, но еще сумел добавить весомости и тревоги рассказу Андерсона про имеющего проблемы с дыханием заглавного героя — бродягу по прозвищу Акваланг, который «В парке на скамье сидит / На маленьких девочек грязно глядит» // 'Sitting on a park bench / Eyeing little girls with bad intent'. Но по мере того, как музыкальная тема разрастается и начинает преобладать свойственная всему альбому акустическая эстетика, в словах Андерсона появляются нотки сочувствия к «бедному старому засранцу» // 'poor old sod', особенно заметные в строчке, когда бродяга, превозмогая боль в ногах, наклоняется, чтобы поднять какую-то гадость с земли. Главную заслугу в том, что песня получила столь приземленный, квази-диккенсовский текст вокалист приписывает своей тогдашней жене, фотографу Дженни Андерсон. Она также придала ему изначальный посыл вдохновения, показав подборку снимков бездомных, которые она сделала в Лондоне во время обучения в художественной школе.
При продолжительности шесть с половиной минут Aqualung не имел шансов попасть на AM-радиостанции, и даже не был издан в виде сингла. Но к тому времени Jethro Tull уже миновали стадию отчаянной погони за хитами. «Она была слишком длинная, к тому же состояла из совершенно разных по звучанию эпизодов: начиналась с громкой гитары, а затем переходила в более непринужденную акустическую часть», — вспоминал позже Андерсон.
Тем не менее, трек задал тон самому известному альбому Jethro Tull, который в итоге занял седьмое место в хит-параде США и добрался до четвертого места в родной Англии. Наряду с Living In The Past и Locomotive Breath, эта песня остается одним из важнейших музыкальных моментов в истории Jethro Tull, а также одним из величайших прог-гимнов всех времен.