Часто родители сталкиваются с тем, что их ребенку очень трудно усидеть на одном месте, он много двигается, суетится, вертится, очень громко говорит, мешает другим детям и взрослым.
Такому ребенку очень непросто сосредоточиться на чем-то одном, он легко отвлекается, быстро переключается с одной деятельности на другую, не доводя дело до конца; задает большое количество вопросов и не дожидается на них ответов; иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях. Ребенок с такими признаками поведения, скорее всего, относится к категории гиперактивных детей.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это не поведенческий сбой, не результат плохого воспитания, а проблема, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: педагогической, психологической и медицинской. Успешная работа возможна при условии, если она проводится вовремя. Объективная диагностика ребенка необходима в возрасте 5–7 лет. Такой признак гиперактивности, как повышенная двигательная деятельность, исчезает по мере взросления ребенка, а импульсивность и сидром дефицита внимания сохраняются и во взрослой жизни.
Распознать гиперактивность как двигательную подвижность можно по следующим проявлениям:
- Наблюдаются беспокойные движения кистей и стоп; ребенок крутится и вертится, сидя на стуле.
- Часто встает со своего места в ситуациях, когда нужно оставаться неподвижным.
- Обычно не может сидеть тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо.
- Проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
- Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, как будто к нему прикрепили мотор.
Импульсивность можно распознать по следующим проявлениям:
- Не умеет подчиняться правилам.
- Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не дослушав их до конца.
- Обычно с трудом дожидается своей очереди в игре, на занятиях.
- Не может отложить получение вознаграждения.
- Нередко мешает другим, пристает к окружающим.
- Болтлив не в меру, вмешивается в беседы других.
- Требует к себе внимания.
- Горячится, во время разговора часто повышает голос.
- Часто меняется настроение.
Какие же рекомендации можно дать родителям гиперактивного ребенка и тем самым помочь им в процессе его воспитания?
1. Необходимо изменить поведение взрослого и его отношение к ребенку:
а) Определите для ребенка рамки поведения: что можно и чего нельзя, причем вы должны четко знать, что ваш ребенок понимает и принимает эти правила. Важно, чтобы и вы были последовательны, и если сегодня нельзя залезать на забор и прыгать с него, то и завтра тоже нельзя, а также послезавтра и во все последующие дни.
б) Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Как это ни банально звучит, но прием пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время.
в) Гиперактивные дети должны справляться с обычными для всех подрастающих детей проблемами. Их нельзя отстранять от требований, которым подчиняются другие дети.
г) Четко требуйте выполнения правил, касающихся безопасности и здоровья ребенка. Правил не должно быть много, иначе гиперактивный ребенок просто не сможет их запомнить.
д) Проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании: если сказали — обязаны это выполнить.
е) Помните, что поступки ребенка не всегда являются умышленными.
ж) Избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребенку.
з) Реагируйте на действия ребенка неожиданным способом: пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте одного в комнате, но не в темной.
и) Автоматически, одними и теми же словами повторяйте многократно свою просьбу (нейтральным тоном).
к) Не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок.
л) Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию, а еще лучше — покажите, как надо сделать.
м) Не требуйте, чтобы ребенок был одновременно внимательным, аккуратным и усидчивым.
н) Говорите конкретно, по делу (не более десяти слов), сдержанно и спокойно.
о) Избегайте повторения слов «нет», «нельзя».
п) Наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»: чаще хвалите ребенка, касаясь его, обнимая и т. д.
Поощрений должно быть больше, чем наказаний. Например:
- положительное подкрепление того, что ребенок уже умеет, с помощью жеста, улыбки и т. д.;
- приятное событие, сюрприз в выходной день;
- предоставление возможности заняться любимыми развлечениями.
Помните, что порицания действуют на таких детей сильнее, чем на других, поэтому:
- не прибегайте к физическому наказанию! Если же в нем есть необходимость, то для сверхактивного ребенка простое прекращение его бурной деятельности и принудительное нахождение в определенном месте — уже наказание;
- можно в качестве наказания запретить телефонные разговоры, просмотр телепередач и т. д.;
- можно использовать прием «выключенного времени» (изоляция, «домашний арест» и т. д.);
- избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и в других местах, где находится много людей, оказывает на ребенка чрезмерное возбуждающее действие;
- если ребенок осознал поступок, то с ним необходимо провести беседу, чтобы он усвоил, почему был наказан, и запомнил, что подобное поведение не поощряется.
2. Очень важен психологический микроклимат в семье.
а) Проводите досуг вместе всей семьей.
б) Устраните влияние «всепрощающих» взрослых; требования всех членов семьи не должны быть противоречивыми.
в) Избегайте двух крайностей: с одной стороны, проявления чрезмерной жалости и вседозволенности, с другой — постановки непосильных, часто невыполнимых задач.
г) Не допускайте ссор в присутствии ребенка.
д) Поддержка, доброе, спокойное отношение — основа достижений ребенка.
е) Оберегайте ребенка от эмоционального переутомления. Если он только что целый час играл с ребятами на улице, не надо ему, придя домой, смотреть мультфильм про Человека-паука, а в довершение вечера приглашать друзей к себе домой и играть в индейцев.
ж) Воспитывайте у ребенка интерес к какому-нибудь занятию, ему важно ощущать себя умелым.
з) Чаще обнимайте своего ребенка. Помните, что для душевного благополучия каждый день ребенку требуется минимум четыре объятия.
и) А вечером для гиперактивного ребенка очень полезен расслабляющий массаж и сказка на ночь.
3. Следите за выполнением режима дня. Организуйте место для занятий без посторонних отвлекающих предметов.
а) Очень важно, чтобы у ребенка были домашние обязанности наравне с другими членами семьи, например, приведение в порядок постели после сна или уборка в своей комнате и т. д. Особенно важно, чтобы папа или мама не выполняли эти дела за ребенка.
б) Старайтесь, чтобы ребенок высыпался. Недостаток сна ведет к еще большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребенок может стать неуправляемым.
в) Заранее договаривайтесь с чадом о временных рамках для игр и другой деятельности, а об истечении отведенного времени пусть ребенку сообщает не взрослый, а заведенный заранее будильник, кухонный таймер, что будет способствовать снижению агрессивности.
г) Не позволяйте ребенку приниматься за другое дело, пока не доделает первое.
д) Выработайте и расположите в удобном для ребенка месте свод правил поведения в группе или дома и обсудите систему поощрений и наказаний за желательное и нежелательное поведение. Просите ребенка вслух проговаривать эти правила.
е) Оградите ребенка от длительных занятий за компьютером и просмотра телевизионных программ, особенно агрессивного содержания.
ж) Для ребенка полезны ежедневные физические занятия на свежем воздухе, длительные прогулки, бег.
з) Нежелательны для гиперактивных детей занятия различными видами борьбы.
Педагогический коллектив
абаканского д/с «Антошка»
Фото из открытых источников