Найти тему
Отечество

Бронекатера набили песком и утопили до палубы: проход под мостом Днепровской флотилии в 1945

В марте 1945 года Днепровскую флотилию, состоящую из бронекатеров и пловучих батарей, начали перебрасывать на Одер, для участия в штурме Берлина.

По реке пошёл лёд, а вместе с ним и флотилия двинулась вниз по Западному Бугу, где зимовали корабли.

По прогнозам синоптиков, весна должна быть маловодной, но метеорологи опять всех надули. Вода в реках поднималась как на дрожжах.

В низовьях Буга, около городка Новый Двур, был железнодорожный мост. При отступлении немцы взорвали его.

Наши армейские сапёры восстановили переправу и по ней шли в сторону Германии эшелон за эшелоном.

А когда к мосту подошли бригады бронекатеров, военные моряки призадумались.

Дело в том, что между водой и пролётом моста в первый день, когда тут появилась Днепровская флотилия, было 265 сантиметров, а высота бронекатера 273.

А вода продолжала прибывать.

Военные моряки начали чесать затылки, есть приказ, срочно идти на Одер, а они застряли тут. Надо было что то делать.

Командующий флотилией переговорил с армейскими инженерами. Он предложил разобрать один из мостовых пролётов.

Для прохода всей флотилии при этом хватило бы пары часов. Но инженеры прикинули, что собрать разобрать один пролёт займёт примерно сутки.

Моряку посоветовали обратиться в штаб фронта.

Тот начал звонить сухопутному начальству, выяснять, убеждать, доказывать. А вода тем временем всё прибывала.

Однако, в штабе фронта культурно пояснили, что разбирать железнодорожный мост никто не станет. Движение по нему контролируется даже не в штабе фронта, а в Генеральном штабе.

В Москву обращаться моряки не рискнули. И так им уже пришла шифровка, указывающая, что они опаздывают на сутки с переходом на Одер.

Решили было снять надстройки с бронекатеров, убрать вооружение и пройти так.

Но при этом пришлось бы потом долго восстанавливать корабли. А за это бы строго спросили.

Тут вспомнили, как на Волге возили боеприпасы в Сталинград. Бронекатера тогда шли такие нагруженные, что вода доходила до иллюминаторов.

Решили сделать и здесь так же.

Возник вопрос, а чем грузить катера. Первое предложение было залить в трюм воду, а потом её можно было бы быстро откачать.

Механики были против, переборки слабые, залатанные пробоины, могут не выдержать.

Предложили засыпать в трюмы песок.

И тут возникли затруднения. Механики потребовали, чтобы песок был в мешках, иначе потом, если сыпать навалом, песчинки могут попасть в двигатели.

Интенданты притащили откуда то несколько сотен мешков. И для пробы загрузили один бронекатер.

Оказалось, что его вертит, хотя и сильно притопленного, на весенней бурной реке. Связали два бронекатера вместе. Так они стали более управляемые.

Повели под мостом. Мерили расстояние. Оказалось, что один сантиметр оставался до конструкций моста.

Повели другие бронекатера. На палубу поставили десятки матросов. Те упирались руками в мост и так и протаскивали под ним корабли.

В итоге удалось протащить все бронекатера. А вот пловучие батареи пришлось разоружать, снимать с них орудия и так проводить под мостом.

Потом уже быстро пошли на Одер, готовиться к штурму Берлина.