Старший Томпсон демонстративно открыл объемистую бухгалтерскую книгу. У него всё-всё было посчитано, каждый цент. Кипя от злости, Эрнест поклялся себе сменить фамилию, чтобы больше не иметь ничего общего с этим человеком.
Человечество запомнило Эрнеста Сетон-Томпсона благодаря его удивительным книгам и рассказам о животных. Больше ста лет дети и взрослые всей планеты зачитываются его произведениями, полными огромной любви к природе и братьям нашим меньшим.
В определённой степени эта доброта и нежность в писателе развивались по принципу "чем больше узнаю людей, тем больше люблю собак".
"Мне почему-то казалось, что я не родной сын своих родителей, а подкидыш, которого они где-то нашли, и что я им в тягость", - вспоминал о детстве Сетон-Томпсон.
Эрнест рос достаточно слабым ребёнком и часто болел - в автобиографии "Моя жизнь" он уделяет этому много внимания. В те периоды, когда он был более-менее здоров, мальчик старался больше времени проводить в лесу - подальше от "склонного к насилию" отца. В компании растений и животных Эрнест чувствовал себя лучше, чем дома.
Когда юноше исполнился 21 год, Томпсон-старший вызвал его к себе на разговор. По тону родителя Эрнест сразу заподозрил неладное.
Отец начал издалека - мол, сынок, ты уже достиг совершеннолетия. Всем, что в тебе есть хорошего, ты обязан мне. И этот долг неуплатим.
Но есть и тот, который уплатить вполне возможно.
Томпсон-старший выложил на стол объемистую бухгалтерскую книгу. Под изумленным взглядом сына он открыл её на букве E - "Ernest". И начал зачитывать вслух.
У него всё-всё было посчитано - каждый цент. Начиная от платы врачу, который принимал роды у миссис Томпсон, и заканчивая небольшой "стипендией", которую родители посылали Эрнесту, пока тот учился в художественной школе в Лондоне.
Воспитание сына обошлось мистеру Томпсону в 537 долларов 50 центов*.
Отец сделал многозначительную паузу, а затем продолжил:
"До сих пор я не насчитывал процентов. Но с сегодняшнего дня я буду причислять шесть процентов в год".
Томпсон-старший рассчитывал, что сын в как можно более сжатые сроки возместит отцу траты на своё воспитание. В этот момент Эрнест поклялся себе, что уплатит всё до гроша - а потом сменит фамилию, чтобы не иметь ничего общего с этим человеком.
Так и произошло - юноша тут же покинул отчий дом и больше туда не возвращался. Требуемую сумму он выплатил довольно быстро - Эрнест не чурался никакой работы и пробовал себя в разных сферах. Деньги отцу он передавал через маму. А через два года выпустил свою первую книгу - под фамилией Сетон*.
С одной стороны - вроде странная история. А с другой - кто знает? Может, без такой жёсткой "мотивации" Эрнест Сетон-Томпсон не стал бы всемирно известным и любимым писателем.
*Примечание 1: нам удалось найти информацию, согласно которой 1 доллар в 1870-1880х по покупательной способности соответствовал 20-25 современным.
*Примечание 2: спустя несколько лет мать уговорила Эрнеста вернуть фамилию отца, и он стал использовать двойную фамилию "Томпсон-Сетон" или "Сетон-Томпсон".