Найти в Дзене
Интересная фантастика

Люди космоса: обзор фантастического романа П. Андерсона «Лицо в ночи»

Здравствуйте, уважаемые читатели. Сегодня решил рассказать вам про творчество самого моего любимого автора, перечитывать произведения которого могу бесконечное множество раз. И не надоедает. Речь идет об американском писателе – фантасте Поле Андерсоне. Почему выделяю его творчество? Кроме не поддающегося анализу, - «ну вот нравятся мне его миры», могу сказать следующее: в книгах Андерсона очень органично сочетается остросюжетная приключенческая фантастика, элементы hard science fiction (строгой НФ), харизматичные и запоминающиеся герои и космос, его величество космос. К тому же, Андерсон весьма неплохой писатель. (сюжет, язык, стиль и т.п.).

Говорить сегодня будем об одном из самых проникновенных произведений фантаста, романе «Лицо в ночи» («Ночной лик»). Не часто, в последнее время, я делаю обзоры отдельных произведений, не включенных, в те или иные тематические подборки. Данный роман стоит того.

Итак, роман «Лицо в ночи» был издан в 1963 году. Он входит в большой цикл автора, который носит название «Техническая цивилизация».

В основе сюжета книги лежит работа объединенной исследовательской миссии людей разных планет на планете Гвидион.

Друзья, специально выделил отдельный обзор для этой книги Андерсона, чтобы вставить сюда хронологию «Технической истории» Андерсона, без минимального знания которой, невозможно в полной степени понять замысел данной книги, ее нюансы. В то же время, сильно вдаваться в легендариум Технической истории тоже не буду, - бело дело, писал несколько обзоров на данную тему. Подчеркну самые важные, в контексте обозреваемого романа, моменты.

Изображение для заставки. Источник: https://www.youtube.com/watch?v=838oYq3aNjI
Изображение для заставки. Источник: https://www.youtube.com/watch?v=838oYq3aNjI

Человечество, выйдя в космос, ринулось осваивать близлежащее пространство спирального рукава галактики. Было колонизовано множество планет, на которых возникли самые разные культуры и цивилизации. По мере расширения космической экспансии, потребовались некие унифицированные правила межзвёздной торговли и сотрудничества. Так возникает Политехническая Лига - организация звёздных капиталистов, имеющая политические рычаги влияния в освоенном людьми секторе космического пространства. В том числе, боевой флот Лиги. В подцикле о Политехнической Лиге, Пол Андерсон пишет романы, рассказы и повести, объединенные общими персонажами: владельцем компании «Пряности и напитки» Николасом ван Рийном и его лучшим оперативником Дэвидом Фолкейном.

Далее читать обзор предлагаю под эту композицию:

Через пол тысячелетия Лига испытывает сильнейшие потрясения. Свобода торговли выродилась в монополизм, а сотрудничество – в открытое соперничество планет и политических организаций. В этих условиях была основана Терранская империя. Империя железной рукой смогла восстановить порядок в человеческом пространстве. Вместе с тем, все ее ресурсы были направлены на сохранение достигнутого предками. Люди больше не стремятся в глубины космоса, а лишь хотят сохранить достигнутое. Цикл произведений про имперские времена также имеет общего главного героя: агента терранской безопасности Доминика Флэндри, последнего паладина Империи и защитника человечества. Противником землян в это время становится крайне агрессивная и пассионарная раса мерсейцев, старающаяся уничтожить Терранскую империю, как преграду к расширению зоны своего влияния в космосе. Столкновение Терры и Мерсейи, в конечном итоге, приводит к наступлению Долгой Ночи. Единая космическая цивилизация пала. Почти все планеты погрузились в варварство, или потеряли возможность путешествия среди звезд.

После периода упадка, пришла новая волна возрождения. Миры, населенные потомками праматери Земли, медленно выходят из состояния хаоса. И вот уже некоторые из них вновь возвращаются в космос. Начинаются робкие попытки объединения. Совместные межзвёздные экспедиции по поиску затерянных человеческих колоний – пример нового сотрудничества.

Одной их таких найденных затерянных колоний стал Гивидион. Люди со звезд нашли на Гвидионе человеческие поселения, очень разумно устроенные, не потерявшие технологий. Гвидионцы хоть и не являются цивилизацией, вышедшей в космос, на своей планете они смогли сохранить техническую культуру.

Жители Гивдиона радушны и гостеприимны. Они редко высказывают недовольство или раздражение, или вообще проявляют какие-то негативные эмоции. На Гивидионе практически нет преступлений и других правонарушений, как таковых. Местным жителям неизвестны понятия политической борьбы или розни по социальным или иным признакам. Само собой, в таком обществе нет нужды в полиции, или каких-нибудь других силовых служб.

При этом, исследователи не могут взять в толк, в чем причина такой удивительной гармонии гвидионской культуры? В обществе местных жителей не обнаружено сложной социальной структуры, или развитой политической системы представительства, учитывающей, путем сложных компромиссов и взаимовлияния, интересы самых разных классов и социальных слоев населения. Нет здесь и мощной системы образования, с пеленок взращивающей настоящих добропорядочных граждан. Гвидионцам чужд религиозный пыл и догматика. Они просто такие, какие есть. Временами кажется, что вот он, идеальный вариант развития человечества. Самый разумный и оптимистический из всех, возникших за многие тысячи лет, на десятках тысяч планет, включая Землю.

Так считает и один из главных героев, руководитель исследовательской межпланетной экспедиции Толтека. Он буквально влюблен в Гвидион, восхищен его жителями, их красивыми поселками, разумным устройством, их мудростью и добротой. Сам Мигель Толтека, выходец с планеты Нуэваамерика, проповедующей равенство, права и свободы людей, экономический либерализм. При этом, Нуэваамерика находится на подъеме. Ее экономика может удовлетворить потребности всех населяющих ее людей, а политическая система обеспечивает их свободное развитие. Это обстоятельство сильно влияет на менталитет и мироощущение Толтеки. Не дает ему вникнуть в детали процессов, их суть. Толтека искренне уверен, что также, как живут его земляки, должны жить во всей Галактике.

Другим главным героем книги становится офицер службы безопасности космического корабля «Кетцаль» (на котором прибыла на Гвидион экспедиция), офицер Ворон, суровый и мрачный уроженец планеты Лохланн. Ворон – полная противоположность Толтеке. Он аристократ и воин. На его Родине сильны многочисленные ритуалы и традиции, особенно те из них, что связаны с военным делом, воинской присягой, отношениями сеньоров и их вассалов. Такими вассалами Ворона являются сотрудники подразделения охраны корабля. При высадке на планету, Ворон, как руководитель службы охраны, получает большие полномочия, связанные с безопасностью экспедиции.

Конфликт между Вороном и Толтекой, противоположных по характеру людей, стал также наглядным свидетельством различия развития людей, оказавшихся замкнутыми на своих мирах в условиях изоляции. Унификация, гуманизм и энергия Нуэвоамерики противопоставляется автором Лохланну, где упорно держатся дедовских традиций, с феодальной присягой, культом силы и т.п.

Мастер добавляет к этому и классический треугольник, вводя в сюжет героиню женского пола, молодую гвидионскую красавицу Эльфави Симнон, чей муж утонул в море. Эльфави нравится и Толтеке, и Ворону. Нуэвоамериканец считает аристократа грубым солдафоном, неспособным понять галактическую культуру. Ну а Ворон, общаясь с Эльфави, ее маленьким сыном, другими гвидионцами, смутно подозревает несоответствие менталитета и образа жизни местных жителей, с объяснениями ученых, во главе с Мигелем Толтекой.

В чем же состоит тайна Гвидиона? В шоке лохланнцев, во главе с Вороном, от осознания иных вариантов культуры, чем на их ветряной феодальной планете? В ошибке ученого Толтеки? Пожалуй, продолжать не буду.

Роман многослойный. Имеет научно-фантастический аспект. Есть здесь «культуроведческий» момент разности цивилизаций, который я немного раскрыл выше. Очень ярко звучит тематика безбрежности космоса, бесконечного множества миров и условий, с которыми предстоит столкнуться людям, их влияния на потомков Земли. Личная драма всех трех героев, неотделима от судеб человечества, которое выживало многие века Долгой Ночи на разных планетах. Как всегда, Андерсон отдает дань женской красоте и обаянию. Причем делает это в подчеркнуто «рыцарской» форме. Образ женщины в большинстве его произведений идеализирован, достоин высшей степени восхищения, что резко контрастирует с современной фантастикой (не всей, конечно).

В общем, такая книга. Настоящая научная фантастика, но не сухая и чопорная, а наполненная яркими образами: персонажами, миром, космосом.

На этом все. Читайте фантастику.

Аналогичные обзоры на канале:

В группе ИФ ВКонтакте публикуются все ссылки на новые материалы данного канала, а также иные посты, посвященные фантастике - https://vk.com/infantastika

#фантастика #научная фантастика #книги #пол андерсон