Часть 2
Мы продолжаем публиковать доклад RethinkX, в котором раскрыты детали перехода человечества от животного белка к синтетическому и остановились мы на термине «food-as-sofware» (еда как программное обеспечение).
И правда, речь идет о программе, в которую загружаются отдельные молекулы белка, создавая таким образом единую базу данных, и к которой могут быть подключены ученые с разных точек мира, чтобы работать над улучшениями в режиме реального времени.
Эта модель обеспечивает постоянную итерацию, так что продукты быстро улучшаются, каждая версия лучше и дешевле предыдущей. Это также обеспечивает полностью децентрализованную производственную систему, гораздо более стабильную и устойчивую, чем промышленное животноводство, с ферментационными фермами (о них мы отдельно напишем), расположенными в городах или вблизи них.
Это быстрое улучшение резко контрастирует с моделью промышленного животноводства, которая почти достигла своих пределов с точки зрения масштаба, охвата и эффективности. Как наиболее неэффективная и экономически уязвимая часть этой системы, коровьи продукты первыми ощутят на себе всю мощь разрушительной силы современной пищи. Современные альтернативы будут в 100 раз эффективнее использовать землю, в 10–25 раз эффективнее использовать сырье, в 20 раз эффективнее использовать время и в 10 раз эффективнее использовать воду. Они также будут производить на порядок меньше отходов.
Современные продукты уже начали разрушать рынок мясного фарша, но как только будет достигнут паритет затрат, мы полагаем, что в 2021–2023 годах их внедрение резко ускорится. Разрыв будет происходить по-разному, и он не будет зависеть исключительно от прямой замены конечных продуктов один к одному. На некоторых рынках требуется заменить лишь небольшой процент ингредиентов, чтобы сместить паритет содержания.
Вся индустрия коровьего молока, например, начнет рушиться, как только современные пищевые технологии заменят белки в бутылке молока — всего на 3,3% его содержания. Таким образом, отрасль, которая уже балансирует на лезвии ножа, к 2030 году окажется на грани банкротства.
Следовательно, это не одно разрушение, а множество параллельных, каждое из которых перекрывает, усиливает и ускоряет одно другое. Продукт за продуктом, который мы извлекаем из коровы, будут заменяться более совершенными, более дешевыми альтернативами, вызывая смертельную спираль роста цен, снижения спроса и обращения вспять эффекта масштаба для индустрии промышленного животноводства, которая рухнет задолго до того, как мы увидим, как современные технологии позволяют получить идеальный клеточный стейк.